Уровни образования

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

третья ступень – среднее общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

В  соответствии с документами об аккредитации гимназия реализует образовательные программы:

  • начальное  общее образование - основная образовательная программа; количество обучающихся - 758
  • основное общее образование - основная образовательная программа с дополнительной (углубленной)  подготовкой обучающихся  по предметам гуманитарного профиля, с дополнительной (углубленной)  подготовкой обучающихся  по математике.

Количество обучающихся - 827, из них  по углубленной программе по гуманитарным предметам  138 учащихся, из них  по углубленной программе по математике   174 учащихся.

  • среднее общее образование - основная образовательная программа с дополнительной (углубленной)  подготовкой обучающихся  по предметам гуманитарного профиля, с дополнительной (углубленной)  подготовкой обучающихся  по математике.

Количество обучающихся - 259, из них  по углубленной программе по гуманитарным предметам  66 учащихся, из них  по углубленной программе по математике   95  учащихся.

 Обучение в гимназии ведется на русском языке. 


Формы обучения

 Учебный процесс в гимназии организован в форме очного обучения 


Описание основных образовательных программ

В МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска реализуется Основная образовательная программа для классов, являющихся «пилотными» по опережающему введению ФГОС ООО (8А,Б,В,Г,Л,М, 9А,Б,В,Г  классы) и ФГОС СОО (10-е классы). Данная Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска (далее – образовательное учреждение), имеющего государственную аккредитацию, составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Основная образовательная программа образовательного учреждения разработана в соответствии с   Уставом и Программой развития гимназии на 2017-2021 г.г. «Инкультурация как универсальный механизм развития личности гимназиста»обеспечит повышение качества личностных результатов учащихся на основе предметных и метапредметных результатов. Механизмами реализации Программы развития являются целевые подпрограммы, ориентированные на решение задач развития в рамках настоящей программы: «От управления качеством – к качеству управления», «Психолого-педагогическое сопровождение инкультурации личности субъектов образовательных отношений в коммуникативном пространстве гимназии», «Учитель - профессионал», «Воспитание личности», «Моё будущее».

Для классов, не являющихся «пилотными» по опережающему введению ФГОС второго поколения реализуется Образовательная программа гимназии в соответствии с требованиями ГОС-2004 и представляет совокупность преемственных между собой образовательных подпрограмм для каждой ступени обучения в гимназии, содержательно раскрывает особенности образовательного процесса в целом. По структуре каждая из подпрограмм соответствует по целям и задачам Образовательной программе гимназии и конкретизирует её для начальной, основной и средней школы.        Образовательная программа для каждого из перечисленных этапов обучения (начальная школа, основная школа, средняя школа) в гимназии включает:

  • цели и задачи;
  • адресность программы;
  • учебный план с объяснительной запиской;
  • набор учебных программ, соответствующих учебному плану;
  • организационно-педагогические условия реализации программы;
  • формы контроля и учета достижений учащихся;
  • описание ожидаемых результатов освоения программы в соответствии с уровнями образованности учащихся.

Качественная реализация всех образовательных подпрограмм обеспечивается соответствующими организационно-управленческими условиями:

  • программа полностью обеспечена педагогическими кадрами;
  • профессиональная компетентность педагогических кадров адекватна требованиям, предъявленным программой;
  • образовательная программа освоена педагогами с момента её внедрения в практику.

Образовательная программа Гимназии реализуется в форме:

  • традиционной классно-урочной системы;
  • обучения на дому;
  • индивидуального образовательного маршрута;
  • профильного обучения;
  • дистанционного обучения.

Возможность получения образования в форме дистанционного обучения (в том числе через Интернет) используется для обучения на дому.   Сопровождение индивидуального образовательного маршрута ученика реализуется на протяжении всего школьного образования.

Основная образовательная программа МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска (ФГОС) Начальное общее образование (ссылка)

Основная образовательная программа МБОУ Гимназия № 25  г. Иркутска (ФГОС) Основное общее образование (часть1часть2часть 3часть 4часть 5)

Образовательная программа МБОУ Гимназия № 25  г. Иркутска основное общее образование (ссылка) 

Основная образовательная программа МБОУ Гимназия № 25  г. Иркутска (ФГОС) Среднее общее образование (часть1часть2часть 3)

Образовательная программа МБОУ Гимназия № 25  г. Иркутска среднее общее образование (ссылка)

Изменения в основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (ссылка)


Календарный учебный график на 2017/2018 учебный год начальное общее образование (ссылка

Календарный учебный график на 2017/2018 учебный год основное общее образование (ссылка)

Календарный учебный график на 2017/2018 учебный год среднее общее образование (ссылка)

Расписание уроков начальных классов (ссылка)

Расписание уроков на 2017-2018 учебный год (ссылка)

План комплектования 2017-2018 учебного года (ссылка) 


Учебный план на 2017-2018 учебный год (ссылка) 


Рабочие программы

Рабочие программы  начального общего образования 

Русский язык и литература

Рабочие программы по русскому языку и литературе (5-11 класс)

Аннотации к рабочим программам

русский язык 5 класс

Программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предназначена для работы по УМК Бабайцевой В.В. (издательство «Дрофа»). Программа рекомендована Министерством образования и науки  РФ. Количество часов в году -  170. Развитие речи – 34 (изложений -  4; сочинений – 3). Контрольные диктанты – 7. Контрольные работы (тесты) – 3.

русский язык 6 класс

Рабочая  программа по русскому для 6 класса составлена на основе «Примерных программ для основной школы» под редакцией  В.В. Бабайцевой, авторский коллектив: А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова,  С.Н. Молодцова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова,  С.Н. Пименова,  Ю.С.  Пичугов,  Л.Ф. Талалаева, Л.Д. Чеснокова.  Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, утверждёна и рекомендована для работы   МО РФ. Издательство «Дрофа» 2012 г. Количество часов по  предмету предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  в объёме 204 часов (из них – 35 часов на развитие речи),  по 6 уроков в неделю в течение 34 учебных недель.

 

русский язык 7 класс

Программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предназначена для работы по УМК Бабайцевой В.В. (издательство «Дрофа»). Программа рекомендована Министерством образования и науки  РФ. Количество часов в году -  136. Развитие речи – 20. Контрольные диктанты – 7.

русский язык 8 класс

Программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования, авторской программы В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной,  А.П. Еремеевой, Г.К. Лидман-Орловой, С.Н. Молодцовой, Т.М. Пахновой,  С.Н. Пименовой, Ю.С. Пичугова, Л.Ф. Талалаевой, Л.Д. Чесноковой в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения по русскому языку. Рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Количество уроков по развитию речи -  25, контрольных работ - 15.

русский язык 9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Программа рекомендована Министерством образования и науки  РФ.

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки  РФ:

  1. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2007.
  2. «Русский язык. Практика. 9 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
  3. «Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2006.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа реализуется в адресованном учащим­ся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». Программа содержит традиционные разделы и понятия. Увеличено количество часов на развитие речи с 17 до 21.  Программа рассчитана на 68 часов.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащихся, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, составление схем, таблиц, тестовые работы и т.д.

русский язык 10 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с программой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" (автор Н. Г. Гольцова) (см. – "Программа курса "Русский язык" для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2012 г., с. 5 – 11)   с учетом требований подготовки к ЕГЭ. Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. 

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

русский язык 11 класс

Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и  предназначена на профильном уровне. Составлена из расчета 3 часа в неделю. Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы  и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему. Содержание программы по русскому  языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Учебно-методический комплект: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.  Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2008.

литература 5 класс

Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Программа предназначена для работы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006). Количество часов: 105 часов; в неделю 3 часа. Контрольных работ - 5.

литература 6 класс

Программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне, составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой художественного произведения». Курс рассчитан на 102 часа, в том числе 10 часов по  развитию речи. Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Курдюмова, Т.Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

2. Курдюмова, Т.Ф.  Литература.  6  класс:  учебник-хрестоматия: 
в 2 ч. – 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013.

литература 7 класс

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Программа предназначена для работы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006). Количество часов: в году - 70 часов; в неделю - 2 часа. 

литература 8 класс

 Программа по литературе для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Программа предназначена для работы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006). Количество часов: в году – 68 часов; в неделю - 2 часа.

 литература 9 класс

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Главной целью литературного образования в 9 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа шедевров родной литературы. В центре анализа – отражение жизни на страницах русской классики.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 7 часов.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  9  класс  :  учебник-хрестоматия  : 

в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

3. Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  9  класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

 литература 10 класс

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Формой контроля, предусмотренной курсом, являются письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 14 часов.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  10  класс  :  учебник-хрестоматия  :
в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 10 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

литература 11 класс

Рабочая программа по литературе  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на профильном уровне и программы основного общего образования по литературе 11 классов под редакцией профессора В.Я. Коровиной и учебника под редакцией  В.П. Журавлёва. Выполняет две основные  функции:

В программе 102 учебных часа, 3 часа в неделю,  использованы разнообразные формы организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.

Математика

Рабочие программы по математике (5-11 класс)

Аннотации к рабочим программам

5 класс

Программа разработана применительно к учебной программе «Математика, 5» И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича (М.: Мнемозина, 2010). С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5  классах: базовый уровень обучения в объеме 170 часов, в неделю – 5 часов, в классе с углубленным изучением английского языка-136ч, в неделю-4ч, в классе с углубленным изучением математики-204ч, в неделю-6 часов. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

6 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Математика, 6» И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича (М.: Мнемозина, 2010). На основании требований ФГОС в содержании  календарно-тематического планирования предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретения математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 6  классах: базовый уровень обучения в объеме 170 часов, в неделю – 5 часов, в классе с углубленным изучением английского языка-136ч, в неделю- 4 часа, в классе с углубленным изучением математики-204ч, в неделю-6 часов. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Алгебра,7 класс

Рабочая программа составлена на основании учебников для общеобразовательных учреждений для 7-9 классов под редакцией  А.Г.Мордковича (издательство Москва «Мнемозина» 2013 год).

На основании требований ФГОС в содержании  календарно-тематического планирования предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретения математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 7  классах: базовый уровень обучения в объеме 102 часов, в неделю – 3 часа, в классе с углубленным изучением английского языка-68ч, в неделю- 2 часа, в классе с углубленным изучением математики-136 ч, в неделю-4 часа. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Рабочая программа к учебнику Г.К.Муравина, О.В. Муравиной составлена на основании УМК К.С. Муравина, Г.К. Муравина, О.В. Муравиной. Содержание курса математики строится на основе системно-деятельностного подхода, принципов разделения трудностей, укрупнения дидактических единиц, опережающего формирования ориентировочной основы действий, принципов позитивной педагогики.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 7  классах: базовый уровень обучения в объеме 102 часов, в неделю – 3 часа. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Алгебра,8 класс

Рабочая программа составлена на основании учебников для общеобразовательных учреждений для 7-9 классов под редакцией  С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина  (издательство М.: «Просвещение», 2013 год)

Основная целью курса: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирования качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 8  классах: базовый уровень обучения в объеме 102 часов, в неделю – 3 часа, в классе с углубленным изучением английского языка-68ч, в неделю- 2 часа, в классе с углубленным изучением математики-136 ч, в неделю-4 часа. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Алгебра, 9 класс

Рабочая программа составлена на основании учебников для общеобразовательных учреждений для 7-9 классов под редакцией  А.Г.Мордковича (издательство Москва «Мнемозина» 2013 год).

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 9  классах: базовый уровень обучения в объеме 102 часов, в неделю – 3 часа, в классе с углубленным изучением английского языка-68ч, в неделю- 2 часа, в классе с углубленным изучением математики-136 ч, в неделю-4 часа. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами

Алгебра и начала анализа, 10 класс

Алгебра и начала анализа: учебник для 10 классаобщеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин.- 6–е изд. – М.: Просвещение, 2013.  Данная рабочая программа полностью отражает профильный уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 10  классах: базовый уровень обучения в объеме 102 часов, в неделю – 3 часа, в классе с углубленным изучением английского языка-68ч, в неделю- 2 часа, в классе с углубленным изучением математики-170 ч, в неделю-5 часов. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами

Алгебра и начала анализа, 11класс

Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/ С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин.- 6–е изд. – М.: Просвещение, 2013.  Данная рабочая программа полностью отражает профильный уровень подготовки школьников по разделам программы. Изучение математики в старшей школе на углубленном  уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 11  классах: в классе с углубленным изучением математики-136 ч, в неделю-4 часа. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа» для 11 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по математике по учебнику А.Г. Мордковича, П.В. Семёнова Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Профильный уровень. Рабочие программы составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа(профильный уровень) предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 11  классах: всего-136 ч, в неделю-4 часа. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра и начала математического анализа» для 11 класса (базовый  уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по математике по учебнику А.Г. Мордковича, Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Базовый уровень. Рабочая программа составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа(базовый уровень) предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 11  классах: всего-102 ч, в неделю-3 часа, в классах с углубленным изучением английского языка-68ч., в неделю-2ч. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

геометрия в 7-11 классах

Рабочие программы составлены на основании учебника «Геометрия» 7-11 кл общеобразовательных учреждений.  Авторы: Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2012. И примерной программы по математике среднего (полного) общего образования (И.Ф.Шарыгин «Стандарт по математике», издательство Москва «Просвещение», 2005.). Стандарт среднего (полного) общего образования по математике // Математика в школе. –  2004г, №4, с.9

 Программа рассчитана на 2 недельных часа, 68 годовых часов в каждом из 7-11 классов согласно Базисному учебному плану УР и предназначена для учащихся с разным уровнем обученности. В результате изучения курса геометрии учащиеся должны знать и уметь:

7 класс

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач;
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

8 класс

  • систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах, решать задачи на вычисление элементов четырехугольника, треугольника, вычисление площадей треугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, доказать теорему Пифагора, решать задачи по этой теореме;
  • определение подобных фигур, подобие треугольников, решать задачи на подобие треугольников, отношение площадей подобных фигур, применение подобия к доказательству теорем;
  • касательная к окружности, центральные и вписанные углы, решать задачи по теме;
  • соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника, решать задачи по теме;
  • четыре замечательные точки треугольника, вписанная и описанная окружности, решать задачи по теме.

9 класс

  • векторы, метод координат, уметь решать задачи по теме;
  • соотношения между сторонами и углами треугольника, определения синуса, косинуса, тангенса угла, решать задачи на вычисление элементов треугольника;
  • правильные многоугольники, длина окружности и площадь круга, решать задачи по теме;
  • понятие движения, параллельный перенос и поворот, решать задачи по теме.

10 класс

  • аксиомы стереометрии;
  • теоремы о взаимном расположении прямых и плоскостей и следствия из них;
  • понятие и виды многогранников, нахождение площадей их поверхностей;
  • понятие вектора в пространстве и действия над векторами;
  • систематические сведения о пространственных формах;
  • общность и различие свойств аналогичных структур на плоскости и в пространстве;
  • В результате изучения курса геометрии учащиеся должны уметь:
  • проводить аналогии между плоскими и пространственными фигурами, видеть общность и различие свойств аналогичных структур на плоскости и в пространстве, использовать планиметрические сведения для описания и исследования пространственных форм;
  • иллюстрировать и моделировать проекционным чертежом пространственные формы, решать задачи на построение сечений, вычисление их площадей.

11 класс

  • прямоугольную систему координат в пространстве, координаты вектора, связь между координатами вектора и координатами точек, угол между векторами, скалярное произведение векторов, вычисление углов между прямыми и плоскостями;
  • центральную и осевую симметрию, параллельный перенос в пространстве;
  • цилиндр, конус, усеченный конус, шар, понятия о них;
  • площади поверхности цилиндра, конуса, усеченного конуса;
  • сфера и шар, уравнение сферы, взаимное расположение сферы и плоскости, касательная плоскость к сфере, площадь сферы;
  • объемы геометрических тел: параллелепипеда, призмы, цилиндра, конуса, шара, шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора;
  • В результате изучения курса геометрии учащиеся должны уметь:
  • решать простейшие задачи в координатах;
  • находить углы между прямыми, между прямой и плоскостью, между двумя плоскостями;
  • решать задачи на параллельный перенос, центральную и осевую симметрию в пространстве;
  • распознавать цилиндр, конус, усеченный конус, сферу, шар на моделях и по описанию;
  • иллюстрировать на чертеже и решать несложные задачи с использованием изученных свойств и формул;
  • решать задачи на многогранники, применять основные геометрические понятия на практике;
  • решать задачи на вычисление объемов тел по изученным свойствам и формулам.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

 Информатика

Рабочие программы по информатике (2-11 классы)

Аннотации к рабочим программам

информатика 2,  3 и 4 классы

Рабочие программы учебного предмета «Информатика и информационно–коммуникационные технологии» составлены на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-584 с.). Для изучения программы в каждом классе учебным планом выделен 1 час в неделю, всего на год - 34 часа.

информатика 5-9 классы

Рабочие программы по информатике  и ИКТ для 5-7 и 8-9 классов составлены на основе  авторской программы Босовой Л.Л. "Программа курса  курса информатики и ИКТ для 5-7 классов, 8-9 классов средней общеобразовательной школы» (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-584 с.) Программа ориентирована на использование авторского УМК  и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/). 

Учебным планом предусмотрено в 5-8 классах обучение в объеме 1 час в неделю (34 часа), в 9 классе  обучение в объеме 2 часа в неделю (66 часов). 

информатика 10 класс (базовый уровень)

Рабочие программы  учебного курса «Информатика и ИКТ»  для 10 и 11 классов  составлены на основе утвержденного Министерством образования РФ Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и  авторской программы Семакина И. Г., Хеннера Е. К. "Информатика и ИКТ" (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Программа издана в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-584 с.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

информатика 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа  учебного курса «Информатика и ИКТ»  для 11 класса  составлена на основе утвержденного Министерством образования РФ Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и  авторской программы Угриновича Н.Д.  «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Программа издана в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-584 с.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

информатика 10 классы (углубленный уровень)

Рабочая программа  учебного курса «Информатика и ИКТ»  для 10 класса с углубленным изучением математики  составлены на основе утвержденного Министерством образования РФ Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и  авторской программы Полякова К.Ю.  «Информатика и ИКТ» (углубленный уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Программа издана в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-584 с.

Программа рассчитана на 136 часов (4 час. в неделю), в том числе:  контрольные – 15 часов и практические работы – 65 часов.

информатика 11 классы (углубленный уровень)

Рабочая программа  учебного курса «Информатика и ИКТ»  для 11 класса с углубленным изучением математики  составлены на основе утвержденного Министерством образования РФ Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и  авторской программы Полякова К.Ю.  «Информатика и ИКТ» (углубленный уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Программа издана в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-584 с.

Программа рассчитана на 136 часов (4 час. в неделю), в том числе: контрольные – 10 часов и практические работы – 60 часов.

Иностранные языки

Рабочие программы по иностранным языкам (2-11 класс)

Рабочие программы разработаны в соответствии с учебным планом МБОУ Гимназия №25, на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.

Аннотации к рабочим программам

английский язык

Вербицкая М.В. Английский язык/ FORWARD, 2 класс 

Программа полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе.

Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также универсальных учебных действий; развитие мотивации к дальнейшему овладению английскому языку;
  • воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами английского языка.

УМК «EnjoyEnglish» М.З. Биболетова, 3 класс

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  •  умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом;
  • умение опираться на языковую догадку в процессе чтения;
  •  наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений (звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений);
  •  умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики;
  •  умение списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него и(или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков;
  •  умение пользоваться двуязычным словарем учебника, в том числе транскрипцией.

УМК «EnjoyEnglish» М.З. Биболетова, 4 класс

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении четвероклассников:

  • формирование уменийобщаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей четвероклассников: описывать животное, предмет, указывая название, количество, размер, цвет, количество, принадлежность; кратко высказываться о себе, своем друге, своем домашнем животном;
  • развитиеличности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком на третьем году обучения;
  • обеспечениекоммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

УМК «Spotlight» 5, 6, 7, 8, 9 классы

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и определяет последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

УМК «Spotlight» 10, 11 классы

Основная цель рабочих программ - помочь учащимся овладеть второй ступенью общего образования в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Цели и задачи обучения:

  • формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей данного возраста;
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации учащихся классов к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
  • освоение умений и навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство учащихся с миром зарубежных сверстников.   

УМК «Starlight», 5–9 классы

Предлагаемые рабочие программы предназначены для 5–9 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением иностранного языка и составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В процессе реализации  рабочих программ предполагается достижение следующих целей:

  • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
  • Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка.
  • Формирование уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира.
  • Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым английским языком.
  • Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы профессиональной деятельности.

УМК «Starlight», 10-11 классы

Предлагаемые программы предназначены для 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка и составлена в соответствии с требованиями российских стандартов языкового образования и рассчитаны на 5 часов в неделю.

В процессе изучения английского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования, согласно примерным программам, реализуются следующие цели:

  • Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
  • Развитие и воспитание способностей к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

УМК «HappyEnglish.ru»,  8-9 классы

Рабочие программы обеспечивают развитие и совершенствование сформированной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций.

Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся с учетом их интересов и возрастных психологических особенностей. Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения. Расширяется спектр общеучебных умений, таких, как умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем, толковым английским словарем, интернетом.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

немецкий язык

УМК «Horizonte», 5-9 классы 

В 5 классах осуществляется введение 2-го иностранного языка за счет школьного компонента. К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (уровень А-2). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени в полной средней школе, в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования.

Данная рабочая программа по Линия УМК «Горизонты (5 — 9 классы)» Пособие предназначено для учителей, преподающих в общеобразовательных учреждениях немецкий язык как второй иностранный по УМК «Немецкий язык» серии «Горизонты» авторов М. М. Аверина и др.

При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.

Разработанные программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования по иностранным языкам.

УМК «Deutsch. Kontakte», 10-11 классы 

Целью данного курса старшей ступени обучения является дальнейшее развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной и развитие способности к самостоятельному изучению иностранного языка, к самооценке через наблюдение за собственным продвижением.

 Задачи обучения:

  • приобретение лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет усвоения тематики и проблематики речевого общения, овладение основами знаний о системе изучаемого языка.
  •  овладение способами самостоятельной деятельности в изучении ИЯ, а также умением работать в сотрудничестве, развитие способности к самообразованию с помощью ИЯ, приобретение опыта творческой деятельности, проектно-исследовательской работы.
  •  освоение компетенций – речевой (функциональное использование ИЯ как средства общения и познавательной деятельности), языковой (овладение новыми языковыми средствами, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях), социокультурной (расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого ИЯ), компенсаторной (умение выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе общения на ИЯ), учебно-познавательной (развитие умений, совершенствующих учебную деятельность по овладению ИЯ).

французский язык

УМК « Синяя птица»,  5-9 классы

Рабочие программы нацелены на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подхода к обучению французскому языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.

Основная цель обучения французскому языку как второму иностранному в 5 классе - достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией.

Обучение французскому языку на промежуточном этапе в средней школе предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть способности общения на изучаемом иностранном языке.  

Дальнейшее изучение французского языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).

УМК « Objektif», 10-11 классы

Целью обучения французскому языку на старшей ступени обучения является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Главной задачей учебного аспекта в 10-11 классе является систематизация, обобщение и  закрепление материала, пройденного ранее, а также подготовка учащихся к экзаменам.

Латинский язык

Рабочая программа составлена для обучения латинскому языку учащихся 8-11 классов МБОУ гимназии № 25 на основе программы курса «Латинский язык и введение в античную культуру для учащихся гимназий , лицеев и школ с гуманитарным профилем» автора А.В. Подосинова (А.В. Подосинов. Латинский язык в школе. История, задачи и методика преподавания.-  М.: Изд. Русское слово.2010).

 

Общественные и естественные дисциплины

Рабочие программы общественных и естественных дисциплин

Аннотация  к рабочим программам 

история

Рабочие программы по истории  составлены в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования и обеспечены УМК для 5–9 классов авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой,  С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой.  Количество часов в год составляет 70 часов (2 часа в неделю). Уровень  изучения-базовый.  1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину -Определять по датам век, этапы, место события и т.д.  -Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать -Группировать (не по хронологии) - Сравнивать. 3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)  -Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность -Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.  4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей -При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности 5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение,  опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию,  толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.  На  изучение курса истории в учебном плане  10 -11 класса отводится 140 часов (70 ч.  -10 кл., 70 ч. -11 кл) 2 часа в неделю. Всеобщая история (24 ч.)

Цель данной программы – актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, Средних веков и Новой истории  зарубежных стран.  История России (36 ч.) Цель данной программы – сформировать у учащихся полное представления об  историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах,  важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте своей  страны и человечества, служащих основой индивидуального и социального  самоопределения личности.

2. Сформировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе  осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и  настоящем: воспитание патриотизма и гражданственности, уважения прав человека и демократических ценностей.

3. Выработать у школьников представление о многообразии отражений и объяснений событий истории и современности с позиций историзма, с использованием приемов исторического анализа.

Аннотация к рабочим программам

обществознание

Рабочие программы по обществознанию в 5-9 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования №1089 от 05.03.04 г. и следующих нормативных документов:

- Федерального закона РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ отводит 140 часов для обязательного  изучения, количество часов на год по программе 35 в каждом классе, количество часов в неделю  1ч, что соответствует школьному учебному плану. В 5 классе выделено 35 часов за счет регионального  компонента. Программа предусматривает резерв свободного времени в объѐме 20 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

 Базовый уровень 10-11 классы

Программа составлена на основе программы: Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др.//Обществознание.  Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение.- 2011.   Программа курса «Обществознание» в 10-11 классах соответствует количеству часов, выделенных для изучения предмета на базовом уровне. Настоящая программа  разработана в комплексе с учебником и другими учебно-методическими пособиями.  Содержание обществоведческого образования на профильном уровне представляет  собой комплекс  знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом,  человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения. Федеральный базисный учебный план отводит 140 часов для изучения обществознания на базисном уровне из расчета 2 ч в неделю. В 10 классе предполагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке  и современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углубленного изучения некоторых социальных  объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

 Профильный уровень

Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, по программе, разработанной под руководством Л. Н.  Боголюбова (Просвещение, 2012), допущенной Министерством образования и науки  Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).На изучение курса обществознания отведено: 10 класс -102 часа , 3 часа в неделю  11 класс 102 часов, 4 часа в неделю УМК .1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание: учебник: проф. уровень:10-11 кл. – М.: Просвещение, соответствует федеральному перечню рекомендованных  учебников на 2013-2014 уч.г. 2. Пособие по подготовке к ЕГЭ в 2013-2014 у.г. автор-составитель В.Е. Лискова,  издательство «Астрель» 2013г. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в  целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу. В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии.

Аннотация к рабочим программам

физика 7-9 классы

Рабочие программы составлены на основе Примерной программы основного общего образования по физике (7-9 классы) и авторской программы Е.М.Гутник,  А.В.Перышкина «Физика.7-9 классы», рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часа в неделю)(Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11кл./В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-7».

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (по 2 часа в неделю). Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, физических диктан­тов, экспресс - контроля, тестов, взаимоконтроля; итоговая аттестация - согласно Уставу образо­вательного учреждения. Форма выполнения лабораторных работ выбирается с учетом особенностей процесса обучения и контингента обучающихся. Проводить работы можно фронтально, демонстрационно, в виде решения проблемной задачи, в форме группового исследования отдельных зависимостей изучаемого явления, в форме уроков-опытов или домашних обязательных исследований. Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,  логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

физика 10-11 классы

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м и 11-м классах (по 70 ч в каждом из расчёта 2 ч в неделю). Программа рассчитана на 2 часа в неделю. На изучение курса физики в профильных  10 - 11 классах отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерных программ по физике для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (утвержденных Приказом Министерства образования РФ от 09.03.04 №1312) и авторской программы по физике в 10 - 11 классах Г.Я.Мякишева.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;

• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Аннотация к рабочим программам

химия

Рабочая учебная программа по химии 8-9 класс , 10-11 класс (базовый  уровень ) разработаны на основании Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и  допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Дрофа, 2010 г.). Она предназначены для обучения химии в основной школе и  средней (полной) общеобразовательной школе на базовом уровне. В рабочей программе отражены нормативные документы , основное содержание предмета, тематическое планирование курса с указанием отличий от примерной программы, УМК учащегося и учителя, критерии и нормы оценки знаний обучающихся при устном ответе, письменных контрольных тестовых  работах, экспериментальных умений, умений решать расчётные задачи. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Программа 8-9 классов рассчитана на 2 часа в неделю, 10-11 классов (базовый уровень) на 1 час в неделю.

Аннотация к рабочим программам

биология 6-11 класс

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта для УМК Н.И. Сонина, В.Б. Захарова: «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. Дрофа, 2010 г.» В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:

6 класс — 35 часов из федерального компонента;

7-9 класс — 70 часов из федерального компонента;

10 класс -  35 часов из федерального компонента;

11 класс - 35 часов из федерального компонента.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

Аннотация к рабочим программам

география

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 315 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе среднего общего образования.  В том числе: в 6 классе – 34 часа, из расчёта 1-го учебного часа в неделю;  в 7, 8, и 9 классах – по 68 часов, из расчёта 2-х учебных часов в неделю;  в 10-м и 11-м классах – 68 часов за два года обучения.  В 10-11 классах  профильного уровня - 210 часов за два года обучения ( 3часа в неделю).

А.И. Алексеев, В.В.Николина.   География. Учебник для 5-6 класса общеобразовательных учреждений.  М. «Полярная звезда» 2014

В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.  М. « Дрофа» 2014

И.И. Баринова. География природа России. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2014

В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России население и хозяйство. Учебник для общеобразовательных  учреждений. М. «Дрофа»  2014

География. Базовый уровень. 10-11 классы, А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. Москва, Дрофа, 2014г

В.Н. Холина. География. Профильный уровень. 10 класс. Книга первая. М.: Дрофа, 2014г;

В.Н. Холина. География. Профильный уровень. 11 класс.  Книга вторая. М.: Дрофа, 2014г.

 Физическая культура и ОБЖ

Рабочие программы по физической культуре и ОБЖ

Аннотация к рабочим программам

физкультура 1-11 классы

Рабочие программы по физической культуре для 1-11 классов разработаны на основе примерной программы по физической культуре для общеобразовательных учреждений и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»  В.И.Ляха, А.А.Зданевича. (М: Просвещение 2012 год) с учётом обязательного минимума содержания начального, основного и среднего образования.

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Физическая культура» в каждом классе отводится по 3 часа в неделю, 102 часа в год. Третий урок  физической  культуры в гимназии проводится в бассейне.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Лях В.И. Физическая культура, 1-4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2011 год.

Лях В.И. Физическая культура, 5-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2011 год.

 Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура, 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2011 год

В программе содержится перечень основных разделов, тем уроков, нормативов.

Предметом обучения физической культуры в гимназии является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

     С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

     Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

• укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

• совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

• формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

• развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм.

Аннотация к рабочим программам

ОБЖ 5-11 классы

Рабочие программы по ОБЖ для 5-11 классов созданы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, определяют распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей  учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и др. Содержание программы выстроено по трем линиям: в  5-11  классах обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях; обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; в 10-11 - основы обороны государства и воинская обязанность для 10-11 классов. 

Цели изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; 

развитие качеств личности, необходимых для ведения ЗОЖ, обеспечение безопасного поведения при ЧС;воспитание чувства ответственности за личную безопасность, свое здоровье и жизнь;

овладение умениями оценивать потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

При изучении курса ОБЖ используются учебники А.Т.Смирнова  для 5 -11 классов. 

На изучение курса ОБЖ выделено: 5 – 9, 11 классы – 1час в неделю (34 часа в год); 10 класс – 1 час в неделю + 40 часов на военно - полевые сборы в мае учебного  года.

Эстетика и творчество

Рабочие программы по эстетике и творчеству

 Аннотация к рабочим программам

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рабочая программа разработана на основе программы по «Изобразительному искусству и художественному труду. 1-9 классы» (автор Б.М. Неменский), примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта НОО  и ООО по изобразительному искусству, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Технология 5- 9 классы

Рабочая программа по курсу «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии,  на основе программы по учебному предмету «Технология» 5-8 классы, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, 2014 год; программы 5 – 8 (9) классы, Н.В. Синица, П.С. Самородский, 2014 год; рабочей программы «Технология» 5-8 классы по учебникам под редакцией Симоненко В.Д., 2014 год.

Цели программы:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

-  развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи программы:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

з)   использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

музыка 1-4 классы

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1-4 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству с опорой на примерные программы начального общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак   2010 год (6-е  изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 90с.).

Первая ступень  музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в начальной  школе способствует развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщиться к духовным ценностям музыкальной культуры.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, её образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Цель программы: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компонен­ту гармоничного развития личности.

Задачи: привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства; научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; привить основы художественного вкуса; научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства; обучить основам музыкальной грамоты; сформировать потребность в общении с музыкой.

музыка 5-7 классы

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов разработана в соответствии с авторской программой «Музыка 5 – 8 классов» авторов: Т.И. Науменко, В.И. Алеев, Т.Н. Кичак. Москва «Дрофа», 2010г.

Охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

МХК

Рабочие программы  по МХК 10-11 классов (базовый уровень) составлены на основе:

-Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)  общего образования (2004г.);

- Примерной  программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 10 -11 кл.

-Учебников,  включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации:

10 класс- Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века, базовый уровень, М.: «Дрофа» 2010.

11 класс - Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от  XVII века до современности. М.: «Дрофа», 2010.

- Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая  художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая  художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.:  Дрофа, 2014.

Образовательные цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование  приобретенных  знаний и  умений  для  расширения  кругозора,  осознанного  формирования  собственной  культурной  среды.

 

Дополнительные общеразвивающие программы

 

Аннотация к рабочей программе светской этики

Рабочая программа светской этики

На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.

Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении  этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.

На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…” Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. 

Аннотация к логопедической программе коррекции нарушений устной и письменной речи

Программа предназначена для логопедической работы с группами обучающихся  первых-третьих классов, имеющих следующие нарушения устной и письменной речи:

  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • нерезко выраженное недоразвитие (НВОНР);
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
  • фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
  • нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР;
  • нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР.

В зависимости от речевого заключения перспективное планирование рассчитано на 60-90 часов.

Логопедические рабочие программы коррекции нарушений устной и письменной речи

<назад  вперед>