Рекомендации родителям младших школьников при

выполнении домашних заданий учащимися

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.

Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий, беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, то становится ясно, что школьники надеются спокойно отдохнуть дома. Однако этого не происходит – родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации, когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку. Подумайте, сколько времени вы сможете выдержать подобную ситуацию?

Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков. Ниже приведен список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий, предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование взрослых и детей.

1. Соблюдение распорядка дня

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.

Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

2. Распределение заданий по степени сложности

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучатся над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.

Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверить то, что выполнено правильно

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание в самом деле требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

6. Помощь при заучивании информации из учебника

Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.

Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

7. Родителям стоит обращать внимание на неречевые сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» – все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.


 

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ОТ ПСИХОЛОГА

1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придётся много поработать.

 4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивая на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

6. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

 7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку», постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда будет не лишним выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.

 8. После школы не торопитесь садиться за уроки: необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

 9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, необходимы 10-15 минутные переменки после 15-20 минут занятий, лучше, если они будут подвижными.

 10. Во время приготовления уроков «не сидите над душой», дайте ребёнку возможность работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.

 11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то ...»,  вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

 12. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние дела, телевизор, общение с другими членами семьи в этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

 13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много интересного и полезного.

 14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка па головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это субъективные показатели трудности учёбы.

 16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим – «ты уже большой» 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившиеся за день спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

  17. Помните, что строгое соблюдение режима дня – залог здоровья вашего ребёнка.

 18. Завтра новый день, и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.


ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

В 6.45 утра (или за час до выхода в школу) должен звонить будильник. Не стоит позволять ребенку затягивать подъем, иначе это войдёт у него в привычку и утренние сборы превратятся в ежедневный стресс и для родителей, и для него самого.

6.45-7.30 – утренние сборы. Следите за тем, чтобы школьник выполнял хотя бы минимальную зарядку, это поможет ему быстрее проснуться и зарядиться бодростью.

В 8.00 обычно начинаются занятия в школе, лучше всего приходить в класс не за минуту до звонка, а немного заранее, чтобы было время отдышаться и настроиться на учёбу.

С 12.00 до 13.00 – дорога домой, которую можно совместить с небольшой прогулкой.

13.00-13.30 – обед. Следите за тем, чтобы это был полноценный приём пищи, который помогал бы восстановить калории.

После обеда для первоклассников необходим тихий час. Если ваш ребенок категорически отказывается спать днём, не стоит заставлять его насильно, но это время нужно провести спокойно: никакого телевизора и компьютера, лучше почитать книгу, заняться рисованием, полежать.

Время после сна, примерно до 16 часов вечера, можно посвятить прогулке на свежем воздухе, после чего ребёнок должен перекусить и приступать к выполнению домашнего задания.

16.00-16.30 – выполнение заданий и подготовка к следующему учебному дню. Помните, что каждый ребёнок индивидуален: один расправится с уроками быстрее, другому придётся посидеть подольше.

17.00-18.30 – прогулка на свежем воздухе. После этого можно провести время в кругу семьи и спокойно готовиться к отходу ко сну.

В 22 часа – отход ко сну, не позволяйте первокласснику бодрствовать дольше, иначе он не сможет восстановить силы для нового школьного дня.

Не стоит сразу же пытаться записать ребёнка во множество кружков и секций, дайте ему время привыкнуть к школе, подружиться со сверстниками, освоиться с новыми обязанностями. Через некоторое время уже можно будет подумать о творчестве или спортивной нагрузке.

Помните, что ребёнок – не робот, заведённому графику удастся следовать не всегда, однако эти правила нужно взять за основу. Иногда ваш ребенок будет лениться и пытаться увильнуть от домашней работы, это нормально. Задача родителей – стимулировать интерес малыша к получению новых знаний.

Звоночком для вас должно явиться то, что ваш первоклассник стал постоянно капризничать, тяжело просыпается по утрам, мгновенно проваливается в сон вечером, а днём его буквально не оторвать от подушки. В этом случае вам необходимо пересмотреть режим дня вашего первоклассника – возможно, нагрузка для него слишком велика и ему просто необходимо больше отдыхать.   

 


Школьная тревожность 

Школьная тревожность – это форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Как распознать?

  • Ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу.
  • Панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу.
  • Ребёнок боится учительницу.
  • Ребёнку снятся кошмары, связанные со школой.
  • Школьная тревожность может проявляться и на соматическом уровне – ребёнок постоянно болеет.

В чём может быть причина?

  • Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему.
  • Ребенок не готов к школе интеллектуально, а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего кроме острой тревоги.
  • Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым.
  • Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя. В таком случаи ребёнок не осваивает необходимые для адаптации в новой среде навыки.
  • Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близкого человека, получение травмы и т.д.), может сильно отразиться на учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.

Как родители могут помочь своему ребёнку?

Родители первоклассников:

  • Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится - у него может что-то не сразу получаться.
  • Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности на первом этапе обучения.
  • Поддерживайте в ребенке желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • У ребенка должно оставаться время для игровых занятий.

Родители пятиклассника:

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.
  • Поддерживайте авторитет учителя.
  • Обсуждайте с ребенком его школьные дела, учебу и отношения с друзьями.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.

Помните, что проблема школьной тревожности – очень важная проблема, заслуживающая вашего пристального внимания! Чем раньше Вы займетесь ее преодолением, тем проще ребенку будет в дальнейшем справляться с возникающими трудностями и тем более радужные воспоминания останутся у него о чудесных школьных годах!!!


ИНФАНТИЛЬНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

1. Что такое «синдром психического инфантилизма»?

Это личностная незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств, при этом в поведении ребенка сохраняются черты более младшего детского возраста.

2. Как проявляется этот синдром у первоклассников и младших школьников?

– в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации;

– неумении сдерживать свои желания и эмоции;

– детской непосредственности;

– преобладании игровых интересов в школьном возрасте;

– в беспечности;

– повышенном фоне настроения;

– недоразвитии чувства долга;

– неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей;

– в повышенной подражаемости и внушаемости;

– относительной слабости абстрактно-логического мышления, словесно-смысловой памяти;

– дефицита познавательной активности при обучении;

– в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»;

– быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения;

– в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует;

– недостаточной дифференциации межличностных отношений;

– более медленным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.

3. Что делать, если вы обнаружили признаки психического инфантилизма?

1) посоветоваться с учителем;

2) обратиться для получения консультации в психологическую службу школы.


ГИПЕРАКТИВНЫЙ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Гиперактивность или чрезмерная двигательная активность ученика является результатом функционального нарушения работы нервной системы. Поэтому сам ребенок не всегда в состоянии контролировать собственное поведение.

Учителям рекомендуется:

– работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

– по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

– во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;

– предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

– учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

– научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

– задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

– на определенный отрезок времени давать только одно задание;

– дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

– во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физкультурой.


 Родителям первоклассников


ГИПЕРАКТИВНЫЙ ПЕРВОКЛАССНИК

В оказании психологической помощи гиперактивному ребенку, прежде всего, родители должны постараться понять причины проблем ребенка и то, что поступки ребенка не являются умышленными. Без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

Рекомендации родителям:

1. В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

3. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

6. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

7. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

8. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

9. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

10. Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.


РОДИТЕЛЯМ ОБ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Начало обучения в школе – это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребенку необходимо время – и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода.

При этом общих рецептов быть не может, адаптация – длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  1. личностных особенностей ребенка;
  2. степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  3. от того, достаточно ли ребенок социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе.

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации.

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые  чаще всего это слезливость, обиды, усталость,  но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально. Именно для этого в нашей гимназии осуществляется диагностика уровня адаптации и причин, лежащих в основе возможной дезадаптации.

Часто родители по незнаниюусложняют жизньпервоклассников тем, что:

– загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что ребенок давно знает и умеет);

– резко меняют отношения в семье («Ты теперь большой, должен сам мыть посуду» и т.д.).

КАК И ЧЕМ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?

  1. В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности. Поэтому, обязательно найдите, за что похвалить своего ребенка.
  2. Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребенок. Очень полезно ребенка просто послушать. Но помните, что ваш интерес к школьным делам ребенка, ни в ком случае не должен быть оценочным!
  3. Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  4. Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  5. Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребенку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  6. Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребенка – это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

УСПЕХ АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ, А УЧИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИ ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУТ.


КАК ОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно – это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ – его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.

ПРОБУЖДЕНИЕ

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: «Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут».

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: «Через 10 минут тебе надо выходить в школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол».

...Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...).

ВЫХОД В ШКОЛУ

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

«Вот твои очки» – лучше, чем «Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки».

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем «После школы нигде не шляйся, сразу домой».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

– Как дела в школе?

– Нормально.

– А что сегодня делали?

– А ничего.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. («День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»).

Пришел из школы. Помните – на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть – и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.

Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов – не меньше 3-3,5 часа.

А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки – в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!

Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных – есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.

Лучшее время для приготовления уроков – 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут – перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.

Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным – лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.

ПОРА СПАТЬ

Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, «заводные» игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.

А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (маме и папе). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.


ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 

1. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС 

Первые 2-3 недели – самые сложные для первоклассников. В этот период перенапряжение нервной системы и других органов ребенка может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей и других недомоганий, ухудшения аппетита, проблем со сном, ослабления иммунитета. 

Так проявляет себя синдром 7 сентября, о котором знают все педиатры и психологи. В группе риска дети-астеники. Для них особенно важно соблюдение режима дня, полноценный ночной сон, по желанию ребенка – дневной сон, сбалансированное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, посильная физическая нагрузка, спокойная обстановка дома.  

2. РАСТОРМОЖЕННОСТЬ 

Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость – с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны объяснить, для чего они ходят в школу – у них не сформирована учебная мотивация. 

Устранить признаки синдрома двигательной расторможенности помогут: уравновешенный режим дня, ежедневные прогулки, успокаивающие ванны, спокойное времяпрепровождение перед сном. Для развития внимания и произвольности необходимо приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (скраббл, эрудит, го и др.). 

3. НОВЫЕ РЕЖИМНЫЕ УСЛОВИЯ 

К новому укладу жизни с большим трудом привыкают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которые по тем или иным причинам не посещали детский сад и стали жертвой материнской гиперопеки. Таких первоклассников мучит страх нового и неизвестного (т.н. неофобия). Для того чтобы избавить ребенка от этого страха, требуется  работа и ребенка, и родителей – с психологом. 

4. НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ 

Дети с эмоциональной незрелостью тяжело переживают длительное ограничение двигательной активности, настоящей пыткой для них становится выполнение школьных новых обязанностей – иногда трудных, скучных и неинтересных. Родителям следует сосредоточиться на развитии у ребенка волевых качеств. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были посильные обязанности по дому, а непривлекательную для него работу превратите в увлекательную игру. Так, вместо мытья пола в комнате ребенку можно предложить перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля. 

5. ПЕРВЫЕ НЕУДАЧИ В УЧЕБЕ, РЕАЛЬНЫЕ И МНИМЫЕ 

Страх перед неуспехом возникает у ребенка, если излишне требовательные родители внушают ему: «Ты всегда должен быть первым!», расстраиваются или наказывают из-за низких отметок. Отсутствие поддержки со стороны самых близких людей он переживает очень болезненно – начинает сомневаться, любят ли его мать и отец, чувствует себя виноватым из-за того, что не оправдывает их ожиданий. 

Для того чтобы не допустить подобных психотравм, необходимо убедить ребенка в том, что вы любите его просто потому, что он есть, а вовсе не за успехи в школе. Как это сделать? После возвращения ребенка из школы не торопитесь удовлетворять свое любопытство вопросом: «Какую отметку ты сегодня получил(а)?» – лучше расскажите о том, как прошел ваш день, потом ненавязчиво поинтересуйтесь у сына или дочери: «А у тебя что интересного произошло?», чуть позже – «Что нового и интересного ты узнал(а) сегодня в школе?» 

Когда ваш школьник корпит над домашним заданием, не критикуйте! Находите повод похвалить его – даже в том случае, если он допускает огрехи и ошибки. Например: «Этот крючок у тебя сегодня здорово получился – гораздо аккуратнее, чем вчера!» Не отказывайте в помощи, если сын или дочь обращается к вам с такой просьбой, но не поддавайтесь искушению сделать домашнее задание целиком – позвольте ребенку испытать удовлетворение от того, что он сам справился с трудной задачей. Ни в коем случае не сравнивайте своего первоклассника с другими детьми – это негативно сказывается на его самооценке». 

6. НЕПРИЯЗНЬ ИЛИ РАВНОДУШИЕ УЧИТЕЛЯ 

Для ребенка 6-7 лет учитель – такой же авторитетный взрослый, как родители. И если маленький человек не чувствует и не получает доказательств благорасположения учителя, для него это катастрофа. Первоклассник не смог приспособиться к учителю и страдает? Родителям стоит задуматься о смене педагога. «Однако это решение должно быть взвешенным – поддавшись эмоциям, родители рискуют наломать дров. Перевод в другой класс или другую школу – огромный стресс для малолетнего школьника, поэтому важно не предъявлять к учителю завышенных требований. Если вы будете относиться к учителю позитивно, ребенок постепенно привыкнет к нему. 

7. НЕГАРМОНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ 

Для первоклассника очень важно умение общаться, так называемая социальная зрелость. Оно проявляется в стремлении ребенка устанавливать дружеские контакты со сверстниками, умении подчинять свое поведение правилам коллективной игры и решать конфликты без насильственных действий. В каких случаях родителям стоит насторожиться? 

а) Ребенок постоянно конфликтует с одноклассниками, ввязывается в драки, обижает слабых. Истоки агрессивного поведения следует искать в семье: важно разобраться, какие психологические потребности ребенка родители игнорируют (в любви, в принятии, в общении, в самостоятельности) или чью модель поведения он копирует. Разобраться самостоятельно в этой проблеме родителям может быть не под силу, лучше обратиться к психологу. 

б) Ребенок стал предметом насмешек и издевательств со стороны одноклассников. Это удел детей с низкой самооценкой. Проблемы со здоровьем и дефекты внешности (плохое зрение, лишний вес и пр.), вопреки расхожему мнению, абсолютно ни при чем. Такой  ребенок с адекватной самооценкой вполне сможет завоевать авторитет в классе. 

Какие родительские ошибки в воспитании приводят к тому, что у ребенка 6-7 лет низкая самооценка? Недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения, низкий уровень притязаний у родителей. Если маленький человек часто слышит в свой адрес от самых значимых взрослых: «Ты не умеешь!», «Ты плохой!», «У тебя не получится!», он верит им и вырастает с негативными убеждениями о самом себе. Поэтому родителям следует быть щедрыми на похвалу, искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности». 

в) У ребенка нет друзей среди одноклассников. Если через полтора-два месяца после начала учебного года первоклассник ни с кем из новых товарищей не подружился, родители должны обеспокоиться. Они могут помочь ребенку найти друзей. На примере героев сказок, рассказов, детских художественных и мультипликационных фильмов объясняйте ребенку, как вести себя, чтобы подружиться с тем, кто тебе симпатичен; вместе рассуждайте о том, какими качествами обладает настоящий, верный друг, а какими – плохой, никчемный. Побуждайте ребенка к совместным играм со сверстниками, но не настаивайте, если он сопротивляется – поучаствуйте в забаве на равных условиях с детьми. Не навязывайте ребятам правила игры – пусть они придумывают их сами. Позаботьтесь о том, чтобы игры были несостязательными, без победителей и побежденных – это важно для того, чтобы предупредить конфликты между детьми. В случае ссоры возьмите на себя роль миротворца.

 ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 

Если первоклассник с удовольствием ходит в школу, не испытывает серьезных сложностей с освоением учебного материала, за редким исключением не ищет помощи у взрослых при выполнении домашних заданий и тепло отзывается об учителе и одноклассниках, родители могут быть спокойны: ребенок успешно осваивает новую для себя социальную роль – роль школьника.


ПЕРВЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя и в свой жизненный успех.