Задачи (назначение) методической работы по отношению к педагогу гимназии:
- повышение уровня владения педагогическими знаниями и основными требованиями ФГОС;
- изучение и использование в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания;
- привитие вкуса, интереса, потребности к формированию и совершенствованию умения заниматься творческой педагогической деятельностью;
- повышение уровня педагогического мастерства в рамках требований Профессионального стандарта педагога;
- создание условий и выработка потребности в самообразовании;
- формирование и развитие устойчивых профессиональных взглядов и ценностей;
- изучение и использование на практике современных способов диагностирования ученической успешности, методик воспитания, саморазвития, самосовершенствования, самореализации;
- поддержка и сопровождение педагогов, разрабатывающих и реализующих авторские программы, курсы, методы, пособия.
Задачи методической работы по отношению к педагогическому коллективу гимназии:
- согласование понятий, ценностей и представлений, выработка умения работать в рамках единой методической темы;
- способствование созданию и поддержке созидательной, конструктивной педагогической среды;
- организация, педагогическая и содержательная поддержка инновационной деятельности педагогов;
- использование разнообразных стимулов, способов и организационных решений для повышения квалификации педагогов;
- создание условий для зарождения, развития, объективной оценки и широкого использования ценного педагогического опыта;
- организация, стимулирование, содействие общественно-педагогической деятельности педагогов.
Нормативно-правовые основы организации методической работы в гимназии
Положения и локальные акты |
Уровень рассмотрения |
дата утверждения |
Положение о научно-методическом совете гимназии |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положения о предметном структурном подразделении |
Педагогический совет, протокол № 1 от 25.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о творческой группе педагогов |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение об инновационной и научно-исследовательской деятельности педагогических работников |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о научно-практической конференции учащихся «В мир поиска, в мир науки» |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о гимназических предметных олимпиадах |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся |
Педагогический совет, протокол №1 от 25.08.16 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о профильном обучении в гимназии |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о рабочих программах |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о конкурсе «Лучшее структурное подразделение» |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о портфолио учителя |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о предметной неделе |
Педагогический совет, протокол №1 от 25.08.16 |
Приказ №93/1 от 15.09.2016 |
Положение о школе педагогического опыта |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о школе молодого педагога |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение об изучении и обобщении опыта |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Положение о гимназическом конкурсе «Учитель года» |
Научно-методический совет, протокол № 1 от 29.08.2016 |
Приказ № 93/1 от 15.09.2016 |
Анализ МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ
Методическая и инновационная деятельность в текущем году осуществлялась в соответствии научно-методической темой:
«Формирование способности педагогов к непрерывному профессиональному саморазвитию как условия достижения планируемых результатов основной образовательной программы гимназии».
Цель: Направлять профессиональную деятельность педагогических работников на повышение уровня ответственности за качество своего труда, на достижение соответствия уровню требований федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи на 2018/2019 учебный год:
- Проводить целенаправленное научно-методическое сопровождение практической реализации ФГОС в гимназии.
- Обеспечить профессиональную готовность всех педагогических работников к работе по новым стандартам.
- Направлять самообразовательную деятельность педагогических работников на улучшение результативности учебной работы,развитие инновационной деятельностии различных форм интеллектуально-творческойдеятельности учащихся.
Научно-методическая работа осуществлялась через работу научно-методического совета, тематические педагогические советы, работу учителей над индивидуальными педагогическими темами, заседания предметных структурных подразделений, работу творческих групп, в том числе межпредметных, направленных на освоение и реализации ФГОС , открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, творческие отчеты, предметные декады, теоретические и практические семинары, практикумы, научно-практические конференции учителей, индивидуальные консультации, собеседования, совещания при заместителе директора по научно-методической работе, презентации достижений предметных структурных подразделений, психолого-педагогические семинары, наставничество, конкурсы педагогического мастерства «Учитель года», «Новая волна», «Лучший учитель физической культуры», «Лучший психолог», разработку методических рекомендаций в помощь учителю гимназии, курсовую подготовку, аттестацию педагогических работников.
Качественный состав педагогического коллектива
Педагогические работники |
Всего педагогов |
Педагогический стаж |
|||||
до 3-х лет |
4-10 |
11-15 |
16-20 |
21-25 |
выше 25 |
||
Русской словесности |
10 |
- |
- |
1 |
- |
2 |
7 |
Математики и информатики |
12 |
- |
3 |
1 |
- |
2 |
6 |
Иностранных языков |
21 |
- |
4 |
3 |
4 |
1 |
9 |
Общественных и естественных дисциплин |
16 |
2 |
3 |
2 |
2 |
- |
7 |
Эстетики и творчества |
14 |
- |
1 |
2 |
9 |
2 |
- |
Физвоспитания |
9 |
2 |
4 |
1 |
- |
- |
2 |
ПиМНО |
16 |
1 |
4 |
- |
2 |
4 |
5 |
Психологов |
3 |
- |
- |
2 |
- |
1 |
- |
Педагоги-организаторы |
4 |
- |
2 |
- |
- |
1 |
1 |
Социальные педагоги |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Библиотекари |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Всего |
109 |
7 |
23 |
12 |
17 |
13 |
37 |
В сравнении с предыдущим учебным годом количество педагогических работников практически не изменилось. Качественный состав: до 3 лет - 6,4% (6,7% в 2017/2018), от 3-10 лет – 21,% (23,5% в 2017/2018), от 11-15 – 11,2% (9,2% в 2017/2018), от 16-20 лет – 15,7% (13,4% в 2017/2018), от 21-25 лет – 12% (9,2% в 2017/2018), свыше 25 лет – 34% (37,8% в 2017/2018). Средний стаж педагогического коллектива примерно 23 года.
Распределение педагогических работников по квалификационным категориям
Структурное подразделение |
2017/2018 учебный год |
2018/2019 учебный год |
||||
Всего учителей |
Высшей категории |
Первой категории |
Всего учителей |
Высшей категории |
Первой категории |
|
Русской словесности |
10 |
8 |
2 |
10 |
8 |
2 |
Математики и информатики |
11 |
5 |
6 |
12 |
5 |
6 |
Иностранных языков |
23 |
13 |
6 |
21 |
14 |
5 |
Общественных и естественных дисциплин |
15 |
5 |
4 |
16 |
7 |
5 |
Эстетики и творчества |
8 |
4 |
3 |
14 |
8 |
6 |
Физвоспитания |
9 |
4 |
2 |
9 |
3 |
1 |
ПиМНО |
19 |
8 |
9 |
16 |
10 |
6 |
Психологов |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
Социальные педагоги |
2 |
1 |
- |
2 |
- |
- |
Библиотекари |
1 |
- |
- |
2 |
- |
- |
Всего |
102 |
50 |
33 |
109 |
57 |
38 (5 в д/о) |
В сравнении с предыдущим учебным годом квалификационные категории педагогов распределяются следующим образом: ВКК – 57человек (52%, увеличилось на 8,5%), 1КК – 38 человек (34,5%, увеличилось на 1,5%), Всего – 95 человек (на 8 человек больше) имеют категории (86,5%), количество увеличилось на 9%. Не имеют КК 18 педагогов, из которых: молодые (до 3 лет) – 8 человек, новые специалисты – 2 человека, в декретном отпуске – 2 человека, совместители – 2 человека, учителя со стажем, имеющие ранее квалификационные категории– 2 человека (Гладких, Чеботарёва), учителя со стажем, не имеющие ранее КК – 3 человека (Швецова, Шерстова, Шихарбеева).
Итоги аттестации педагогических работников
Структурное подразделение |
2017/2018 учебный год |
2018/2019 учебный год |
||||
ВКК |
I КК |
Соответствие занимаемой должности |
ВКК |
I КК |
Соответствие занимаемой должности |
|
Русской словесности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Математики и информатики |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
Иностранных языков |
4 |
2 |
- |
4 |
2 |
2 |
Общественных и естественных дисциплин |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
ПиМНО |
3 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Эстетики и творчества |
- |
- |
- |
2 |
2 |
|
Физвоспитания |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
Психологов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Педагоги-организаторы |
- |
1 |
||||
Социальные педагоги |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Библиотекари |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего |
8 |
5 |
7 |
8 |
5 |
В текущем учебном году всего аттестовались 15 педагогов: ВКК – 7 педагогов, 1КК – 8 педагогов. Повысили квалификационную категорию – 1 педагог, аттестовались впервые – 2 педагога.
Результаты управления самообразованием педагогов
Целенаправленная работа по формированию способности педагогических работников к непрерывному профессиональному саморазвитию и мониторинг профессионального развития позволили в текущем учебном году получить следующие результаты:
Повышение ответственности педагогических работников за результаты своего труда, качественное исполнение должностных обязанностей, потребность к самообразованию, творческий подход к профессиональной деятельности, способность к рефлексии.Увеличилось за год число педагогов: работающих на исследовательском уровне - с 3% до5%, имеющих положительную динамику результатов учебной деятельности - с 49% до 59%, выполняющих проектную и исследовательскую работу с учащимися – с 52% до 61%, применяющих ИКТ технологии при проведении учебных занятий (более, чем 50% занятий) – с 71% до 74%, увеличилась доля педагогов работающих на научно-методическом уровне с 65% до 71%, что свидетельствует об увеличении доли педагогов, работающих в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Темы самообразования (по основной деятельности)
Структурное подразделение |
2017/2018 учебный год |
2018/2019 учебный год |
||||
Метод. |
Н.-м. |
Н.-и. |
Метод. |
Н.-м. |
Н.-и. |
|
Русской словесности |
- |
9 |
1 |
- |
9 |
1 |
Математики и информатики |
7 |
5 |
- |
7 |
5 |
- |
Иностранных языков |
20 |
3 |
- |
19 |
2 |
- |
Общественных и естественных дисциплин |
- |
15 |
- |
15 |
- |
1 |
Эстетики и творчества |
8 |
- |
- |
9 |
5 |
- |
Физвоспитания |
4 |
3 |
- |
8 |
1 |
- |
ПиМНО |
5 |
4 |
- |
3 |
13 |
- |
Психологов |
- |
2 |
1 |
- |
2 |
1 |
Педагоги-организаторы |
4 |
- |
- |
2 |
2 |
|
Социальные педагоги |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
Библиотекари |
1 |
- |
- |
2 |
- |
- |
Всего |
30 (25%) |
87 (73%) |
2 (2%) |
67 (61%) |
39 (36%) |
3 (3%) |
Успешная адаптация молодых и новых педагогов к работе в гимназии. Всего в гимназии 8 специалистов, имеющими стаж от 1 года до 3 лет, эти учителя успешно вошли в образовательный процесс, проявляют желание работать по новому, активно взаимодействуют с коллегами. Все молодые специалисты прошли повышение квалификации по ФГОС. Один специалист принял участие в муниципальном конкурсе «Новая волна». Проводят уроки с элементами системно-деятельностного обучения – 5 из 8. Посетили предметные стажировочные семинары – 8 молодых учителей, обучающие семинары для молодых специалистов – 7 человек.
Потребность в повышении квалификационной категории. Категорийность педагогических работников увеличилась за год с 85% до 86,5%. Оказано содействие 15 педагогам в подготовке и успешном прохождении аттестации на заявленную квалификационную категорию.
Возрастание спроса в повышении квалификации в более ранние сроки.
Проведён анализ выполнения плана- графика курсовой подготовки. Значительно увеличилось число педагогических работников, повысивших квалификацию в первом полугодии - с 31% до 37% и во втором полугодии - с 37% до 63%, в том числе курсы по ИКТ в объёме 72 часа прошли 5 педагогических работников. Реализуется план-график повышения квалификации педагогических работников гимназии с периодичностью 1 раз в 3 года, причём 21% педагогов уже повышают квалификацию с периодичностью 1 раз в 3 года и 17% педагогов – ежегодно. В прохождении курсов по ИКТ в более ранние сроки нуждаются 22 человека (19%), что объясняется растущей необходимостью и осознанием педагогов использовать информационные ресурсы по предмету. Применяют в системеИКТ в обучении более 50% уроков 59 учителей (52%).
Повышение квалификации
Структурное подразделение |
2017/2018 учебный год |
2018/2019 учебный год |
||||
Область (Вуз, ИПКРО, ИРО) |
Город (ИМЦРО, РЦОИ) |
Россия/ стажировка за рубежом |
Область (Вуз, ИПКРО, ИРО) |
Город (ИМЦРО, РЦОИ) |
Россия/ стажировка за рубежом |
|
Русской словесности |
- |
10 |
- |
- |
10 |
- |
Математики и информатики |
- |
5 |
- |
- |
5 |
- |
Иностранных языков |
6 |
3 |
1 |
7 |
4 |
1 |
Общественных и естественных дисциплин |
1 |
9 |
- |
1 |
4 |
1 |
Эстетики и творчества |
3 |
2 |
- |
3 |
2 |
3 |
Физвоспитания |
- |
1 |
- |
- |
4 |
- |
Психологов |
1 |
2 |
- |
3 |
- |
- |
ПиМНО |
18 |
- |
- |
13 |
- |
- |
Педагоги-организаторы |
2 |
3 |
1 |
2 |
||
Социальные педагоги |
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
Библиотекари |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
Всего |
33 (31%) |
36 (34%) |
1 (1%) |
29 (28%) |
33 (31%) |
5 (4%) |
Участие в профессиональных и методических мероприятиях. Увеличилось до 29% число педагогов – участников методических и профессиональных конкурсов, в том числе дистанционных конкурсах. В текущем учебном году были вовлечены в участие в профессиональных конкурсах – 3 учителя и 26 учителей приняли участие в 11 методических конкурсах. Педагоги гимназии приняли результативное участие практически во всех запланированных методических и профессиональных мероприятиях.
Педагоги активно участвуют в профессиональных конкурсах: Учитель года – 1 победитель (муниципальный уровень), 1 призёр (региональный уровень, Новая волна (молодые педагоги) – 1 участник, Лучший учитель физической культуры – 1 участник. Всего мероприятий, в которых приняли участие педагоги гимназии – 87, из которых по 54 получены грамоты, благодарности, дипломы. Педагоги получили поощрения по следующим направлениям работы:
- За качественную подготовку учащихся к окружной, городской, областной научно-практической конференции, соревнованиям – 26 (25%);
- За победу в муниципальном конкурсе профессионального мастерства -1;
- За эффективную работу в составе жюри муниципального конкурса – 5 (4,7%);
- За участие в работе, муниципального, регионального методического семинара, конференции -17 (16%);
- За подготовку команды-призёра городского конкурса – 13 (12%);
- За выступление с докладом, проведение мастер-класса для педагогов, участие в научно-методическом семинаре –31 (27%).
Опубликован опыт работы по ФГОС – 16 педагогов гимназии, представили опыт на городских предметных семинарах – 26 педагогов. Опыт работы по реализации ФГОС был представлен на открытой площадке при проведении Дня открытых дверей гимназии, мероприятиях «Образовательная весна». В текущем году вдвое увеличилось число родителей будущих учеников, посетивших гимназию в день мероприятия и желающих обучаться в гимназии.
Участие учителей в семинарах, конференциях, конкурсах в 2018/2019 учебном году
Структурное подразделение |
Тема, форма обобщения и представления опыта (творческий отчет на педсовете, городские конференции, конкурсы, семинары, открытые уроки, внеклассные мероприятия, самоанализ работы и др.), (ФИО пед. работника) |
Русской словесности |
Мастер-класс в рамках «Школы современных технологий», МКУ «ИМЦРО», Смирнова Р.А. Выступление на городском семинаре «Современные образовательные технологии», Кожевникова Е.В., Галимуллина М.В., Смирнова Р.А. Работа на межрегиональном научно-практическом семинаре «Продвижение чтения в России…», ГАУ ДПО ИРО, Галимуллина М.В. Статья «Функциональная фразеология современного русского языка» в журнале «Педагогический ИМИДЖ», Кондратьевой Н.С. Творческий отчет по теме: «Реализация ФГОС на уроках русского языка…» на заседании структурного подразделения сделали Корсакова Т.И., Кондратьева Н.С., Галимуллина М.В., Сокольникова Г.А., Зайцева Т.Н., Комогорцева Т.В. Доклад из опыта работы на IV Региональной НПК «Опыт, проблемы и перспективы филологического образования», Смирнова Р.А. Открытый урок по литературе для директоров школ, Зайцева Т.Н. |
Математики и информатики |
Городской семинар для учителей математики, приняли участие Мартынова Г.Г., Кузнецова И.В., Шорохова Т.К., октябрь, 2018 «Образовательная весна в Иркутске. Новые горизонты 2019», учителя математики и информатики, март, 2019; Выступление на гимназическом педсовете, Коровкина В.П. |
Иностранных языков |
Конкурс «Учитель года - 2019», победитель, Ащенкова Г.А. Единый методический день «Наука – школе», доклад «Национальный специфический компонент как средство обучения французскому языку», 28.08.18. МБОУ СОШ № 55, Ащенкова Г.А. Мастер-класс «Кайдзен технология при проектировании продуктивных заданий», март 2019, «Образовательная весна 2019», Ащенкова Г.А. Мастер-класс «Применение кейс-метода на примере УМК Starlight, 9», 01.11.18, СОШ №55, Атюкина Н.П. |
Общественных и естественных дисциплин |
Публикация Вестник ИГУ 2018, конспект урока «Политические репрессии», Бурдина Д.А. |
Эстетики и творчества |
Работа в жюри муниципального этапа по технологии, Омилаев М.В. Работа в составе жюри городского конкурса проектов для обучающихся 5- 6 классов «Мастер – золотые руки», в рамках муниципального проекта «Образовательная весна. Новые горизонты 2019», март 2019г., Омилаев М.В. Проведение мастер – класса «Эффектная упаковка с элементами «reuse»» в рамках традиционных августовских мероприятий педагогов города Иркутска «Живые страницы педагогического мастерства», август 2018г., Маликова О.В. Проведение мастер – классов в течении 2018 – 2019 уч. год для участников хора русской песни «Прибайкалье», 2019г., Маликова О.В. Организация работы секции «Мини – проект на уроках технологии» на городском методическом семинаре учителей технологии по теме: «Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса а предмету», 3.12.2018г., Маликова О.В. Городская выставка художественного и технического творчества педагогических работников «Вдохновение», Маликова О.В. Активная работа в составе городского методического совета учителей технологии, Маликова О.В. Проведение мастер – класса «Игровая кукла» на празднике «Проводы зимы», ТОС «Синегорье», Маликова О.В. Областной конкурс – выставка декоративно – прикладного искусства «Керамика 100 спустя» - победитель, Чернова Т.Х., октябрь 2018г. Выставка по декоративно – прикладному творчеству среди педагогических работников образовательных организаций г. Иркутска «Рождественская история» - победитель, январь 2019г., Маликова О.В. Проведение мастер – класса на празднике «Проводы зимы», ТОС «Синегорье», Маликова О.В. Организация мастер – класса «Разноцветные магнитики» в рамках городской выставка детского творчества «Мир, в котором мы живем», март 2019 г., Маликова О.В. Обобщила и распространила педагогический опыт по теме: «Особенности создания и защиты индивидуальных творческих проектов по ФГОС 9 – 11классов» в рамках курсов повышения квалификации «Совершенствование содержания и методики преподавания предметной области» Технология» в условиях введения ФГОС общего образования», 26.10.2018г., Духовникова Е.Ю. Выступление с докладом по теме: «Рекомендации по оформлению проектов в рамках реализации ФГОС» (из опыта работы) на городском методическом семинаре учителей технологи по теме: «Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса к предмету», 5.12.2018г., Духовникова Е.Ю. Проведение мастер – класса по теме: «Елочка в снегу» в рамках муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по технологи, 10.12.2018г., Духовникова Е.Ю. Проведение мастер – класса для учителей г. Иркутска: Дом Учителя, 26.03.2019г., Духовникова Е.Ю. |
Физвоспитания |
Городской конкурс педагогического профессионального мастерства среди молодых педагогов «Новая Волна» (декабрь), учитель Еремчук Е.П. Городской конкурс педагогического профессионального мастерства «Лучший учитель физической культуры», учитель Лишкова Н.В. |
ПиМНО |
Выступление с мастер-классами на городском семинаре «От учебной задачи к проектной деятельности – вектор взросления младшего школьника», Шалева И.Л., Чокан О.О. Работа председателем предметной комиссии по проверке олимпиадных работ по русскому языку, Малинова Н.В., Работа в председателем предметной комиссии по проверке олимпиадных работ по математике, Шерстова М.Е. |
Психологов |
Городской семинар педагогов-психологов и социальных педагогов «Методические рекомендации по составлению адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ», приняла участие Качимская А.Ю. с докладом «Теоретические аспекты составления адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЩ. Структура АОП», 14.12.2018 г. Городской практико-ориентированный семинар для учителей начальных классов «От учебной задачи к проектной деятельности. Вектор взросления младшего школьника», приняла участие Качимская А.Ю. с методической разработкой «Необитаемый остров: ресурсы педагогического проектирования», 20.02.2019 г. Всероссийская научно-практическая конференция с Международным участием «Сопровождение обучающихся с ОВЗ на основе ФГОС», приняла участие Качимская А.Ю. с докладом «Проектирование образовательной траектории школьника с особыми образовательными потребностями», 22.03-23.03 2019 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития», приняла участие Качимская А.Ю. с докладом «Психологические аспекты имиджа педагога», 17.05.2019 г. |
Учителя-призёры и победители профессиональных и педагогических конкурсов в 2018/2019 учебном году
ФИО |
Занимаемая должность |
Мероприятие |
Уровень |
Результат |
Ащенкова Г.А. |
Учитель французского языка |
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года – 2019» |
Муниципальный этап |
Победитель |
Областной |
Финалист |
|||
Еремчук Е.П. |
Учитель физической культуры |
Конкурс молодых специалистов «Новая волна» |
Муниципальный этап |
Финалист |
Лишкова Н.В. |
Учитель физической культуры |
Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель физической культуры – 2019» |
Муниципальный этап |
Финалист |
Готовность педагогов работать в условиях введения ФГОС. Продолжена активная методическая поддержка учителей по приобретению практических навыков построения урока на системно-деятельностной основе, по разработке продуктивных заданий, по созданию развивающих учебных ситуаций, по реализации механизма контроля и оценки планируемых результатов, разработанного в гимназии. В развитии знаний по ФГОС нуждаются 39 человек (37%). Педагоги начальной школы - 15 человек прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в рамках договора с ИРКПО по сетевой реализации образовательных обучение на семинарах, вебинарах, проведённых специалистами ГОУ ДПО ИРО, МКУ «ИМЦРО». Владеют знаниями по ФГОС на недостаточном уровне 27 педагогов, из которых 11 педагогов со стажем от 1 до 5 лет. Готовы работать по ФГОС 73 (69 %) из 52 учителя основной школы и средней школы, остальные 32 учителя (30%) испытывают затруднения по отдельным вопросам. Организовали в текущем году проектную деятельность с учащимися 46 учителей (48%), из которых 11 учителей начальной школы. Готовы организовать проектную и исследовательскую работу 54 учителя (51%) основной и средней школы, что можно объяснить тем, что педагоги готовы быть руководителями проектов. Педагоги обеспечены электронной пакетом необходимых нормативных документов, локальных актов, анкет и опросников, методических рекомендаций по выполнению проектной работы, листами защиты проектной работы, требованиями к оформлению. Вся информация представлена на сайте гимназии. Выявлена готовность обучающихся 9 и 10 классов к выполнению и защите индивидуального проекта: 8 классы - 61,3%, 9 классы – 100%, 10 классы – 100% и готовность педагогического коллектива к руководству индивидуальными проектами обучающихся – 82%. Проведена работа по защите индивидуального проекта учащимися 9 классов в количестве 142 человека и 10 классов – 121 учащихся, 11 класс – 30 человек. Анализ защиты проектов представлен в ИРО и на сайте гимназии.
Активное межпредметное взаимодействие в организации.В гимназии сформированы творческие группы в рамках темы муниципального проекта «Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе» по теме «Продуктивные задания как инструмент реализации системно-деятельностного подхода на уроках» по образовательным областям. Работа всех творческих групп направлена на освоение нового опыта и обобщение собственного практического опыта педагогов, реализацию требований ФГОС ООО и ФГОС СОО. Работа творческих групп формирует умение педагогов определять стратегию и достигать улучшения результатов своей профессионально-образовательной деятельности. Результатом работы групп явилось повышение качества урока в русле требований нового стандарта у большего числа педагогов по сравнению с началом учебного года с 47 (45%) до 59 (56%) от числа учителей, работающих по ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Повышение качества урока. Проведён административный контроль 543 урока, посещено 57 уроков молодых специалистов от 1 до 5 лет работы. Контроль выявил положительную динамику в освоении педагогами системно-деятельностного обучения, в том числе молодыми специалистами. Вместе с тем остаётся низкой доля взаимопосещения уроков учителями. Из анализа посещенных уроков и проведённого анкетирования выявлены и проанализированы основные затруднения педагогов как молодых, так и педагогов со стажем, внедряющих ФГОС. Спланирована дифференцированная помощь учителям в группах по запросу учителей. Группы будут осваивать вопросы, вызывающие наибольшее затруднения: формирующее оценивание (17 учителей), организация проектной работы (28 учителей), разработка продуктивных заданий и «нового» урока (34 человека). В целях обеспечения качества организации образовательного процесса каждый учитель гимназии обеспечен электронным пакетом документов «Учителю 2018/2019», где представлены нормативные документы в образовании, локальные акты организации, методические материалы к уроку, методические материалы по проектной деятельности, формы отчёта учителя, материалы из опыта учителей гимназии (разработки уроков, примеры заданий по формированию универсальных учебных действий и др.)
Достижение запланированных результатов в гимназии обеспечивается системой взаимосвязанных мероприятий, информация о результатах проведения которых своевременно доводится на соответствующие уровни управления в гимназии, принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением.
Продолжено создание гимназического реестра «Лучшая практика проведения уроков на системно-деятельностной основе» и выявлены всего 47 педагогических работников, в том числе 16 (74% от числа учителей начальной школы) учителей начального общего образования и 31 (37% от числа учителей основной и средней школы) учителей основной и средней школы, качество уроков которых отвечает требованиям ФГОС. Наблюдения за учащимися начальной школы и учащихся «пилотных» 5-10 классов при посещении уроков показывают высокий уровень сформированности планируемых метапредметных результатов (УУД): сформирован опыт публичного выступления, участие в диалоге; умен6ие рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре, учатся работать в группе, показывают навыки самоорганизации в группе, направленные на решение учебной задачи; большая часть детей умеет адекватно оценивать свою деятельность.
Инновационная деятельность по опережающему введению и реализации ФГОС ООО и СОО в гимназии в 2018/2019 учебном году
1. Информация о реализации дорожной карты введения ФГОС ООО и ФГОС СОО
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС: Дорожная карта по опережающему введению ФГОС ООО и ФГОС СОО реализовывалась в соответствием с регламентирующими документами: Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО и ООП СОО, Положение о внеурочной деятельности, Положение о рабочих программах, Положение об исследовательской и проектной деятельности, Положение о мониторинге введения ФГОС ООО и ФГОС СОО, Положение о промежуточной аттестации, Положение о системе контроля и мониторинга введения ФГОС ООО и ФГОС СОО, Положение о портфолио обучающегося, Рабочие программы учебных предметов, курсов, программы внеурочной деятельности.
Уточнён Список учебников в соответствии с приказом № 345 от 29.12.2018 «О федеральном Перечне учебников». Пролонгированы договоры с учреждениями дополнительного образования по реализации направлений внеурочной деятельности (Иркутский колледж Олимпийского резерва, Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области, МБОУ ДОД ДМШ № 7, ДЮСШ № 5). План-график курсовой подготовки скорректирован с периодичностью повышения квалификации 1 раз в 3 года. Осуществляется контроль выполнения плана-графика аттестации педагогических работников.
Мероприятия по кадровому обеспечению введения и реализации ФГОС в гимназии. Непрерывное педагогическое образование по вопросам введения и реализации ФГОС ООО и СОО в гимназии осуществляется через курсовую подготовку педагогических работников. В 2018/2019 учебном году прошли подготовку по ФГОС 67 чел. (63% ), из которых 38 педагогов старшей школы (93%) прошли обучение по реализации ФГОС СОО. За отчётный период на базе гимназии проведено 3 семинара, получило развитие взаимопосещение уроков, увеличилась доля самообразовательной подготовки педагогов. Все учителя, работающие в 5-9 классах прошли повторную подготовку по реализации ФГОС, из них19% прошли подготовку в ранние сроки, до истечения трёх лет. Реализован план специальных научно-методических мероприятий с педагогическими работниками по обеспечению введения ФГОС ООО и ФГОС СОО на текущий год, план контроля и мониторинга реализации ООП в основной и средней школе. Отрабатывался механизм контроля и оценки планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), разработанный в гимназии для ФГОС ООО и апробировался для ФГОС СОО. Опыт работы по реализации ФГОС ООО представлен на городском методическом мероприятии «Образовательная весна -2019» (март, 2019), совещании- вебинареГАУ ДПО ИРО для школ «пилотных» площадок области по преемственности в оценивании планируемых метапредметных результатов (ноябрь, 2018), городском семинаре-совещании инновационных школ по проектированию образовательной программы (февраль, 2019), городском семинаре учителей математики (ноябрь, 2018), городском семинаре для директоровшкол г. Иркутска по проблеме опережающего введения ФГОС СОО февраль, 2019 г.).
Мероприятия по материально - техническому обеспечению введения ФГОС ООО и СОО. Проведено дополнительное оснащение учебно-материальной базы учебных кабинетов учебным оборудованием, мебелью, дидактическим материалом, компьютерами, проекторами, мультимедийными досками. Проводилась подготовка к вводу в действие нового дополнительного здания гимназии на 600 мест. Разработаны единые паспорта всех учебных кабинетов, включающих перспективные планы развития кабинета, проведена каталогизация всего имеющегося оборудования, пособий, учебных материалов. Акты приемки готовности гимназии к текущему (новому) учебному году; акты проверок надзорных органов подтверждают соответствие требованиям ФГОС в части охраны здоровья обучающихся, охраны труда работников организации, требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в гимназии.
Мероприятия по финансовому обеспечению введения ФГОС ООО и СОО . Педагогические работники, обеспечивающие введение ФГОС ООО и ФГОС СОО получают стимулирующие выплаты в соответствии с НСОТ. Критерии стимулирующих выплат по разным категориям работников корректированы в апреле 2019 года, действует поквартальная выплата за высокое качество и результативность работы по ФГОС.
Мероприятия по организационному обеспечению введения ФГОС ООО и СОО. Реализовывались учебные планы для классов, обучающихся по ФГОС: учебный план НОО (1-4 классы), учебный план ООО (5-9 классы), учебный план СОО (10-11 классы) и учебный план для классов, обучающихся по ФК ГОС (9Л,9М). Для классов, обучающихся по ФГОС, использовалась структура учебных планов, состоящая из двух частей: обязательные предметы, часть, формируемая участниками образовательных отношений.При разработке учебного плана для этих классов использовался примерный учебный план для 5-10 классов образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования по ФГОС ООО и ФГОС СОО (вариант со вторым иностранным языком, профильное обучение). Сформированы были классы углублённого изучения в 5-9 классах, профильные 10 классы. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса сохраняла преемственность, а также отражала специфику гимназии, обеспечивая углубление, профиль иинкультурацию образовательного процесса. Предпрофильное обучение получило обогащение программами стажировки учащихся и учителей по английскому, немецкому, французскому языку. Контингент учащихся по ФГОС: ФГОС НОО – 21 класс-комплект (37,5%), ФГОС ООО – 27 классов-комплектов (48,2%),ФГОС СОО – 8 классов-комплектов (14,3%). В рамках опережающего обучения по ФГОС ООО и СОО апробировались концептуально новые УМК по предметам, осуществляется постепенный переход на новую линию УМК по истории в 6-9,10-11 классах гимназии. Развитие второго иностранного языка (французского) обогащено новыми программами билингвального обучения, в рамках которых преподавание истории, географии проводится на французском языке.
Реализовывались в части формируемой участниками образовательных отношений на уровне: начального общего образования – 8 курсов, основного общего образования – 38 курсов, среднего общего образования – 30 курсов. Всего – 76 курсов. Из них соответствовали целям и задачам Программы развития на уровне: начального общего образования – 8 курсов (100%), основного общего образования – 34 курсов (89%), среднего общего образования – 26 курсов (86%). Всего – 68 курсов (89%)
Образовательная область |
Количество курсов |
Соответствие Программе развития |
||
2018/2019 |
2017/2018 |
2018/2019 |
2017/2018 |
|
Русский язык и литература |
15 |
8 |
13 (87%) |
7 (87%) |
Математика и информатика |
19 |
11 |
18 (95%) |
9 (82%) |
Иностранные языки |
13 |
7 |
13 (100%) |
7 (100%) |
Общественно-научные предметы |
18 |
12 |
18 (100%) |
9 (75%) |
Естественно-научные предметы |
8 |
4 |
6 (65,5%) |
2 (50%) |
Технология |
3 |
2 |
1 (33%) |
2 (100%) |
ВСЕГО: |
76 |
44 |
69 (92%) |
36 (82%) |
Всего по уровню НОО |
8 |
4 |
8 (100%) |
4(100%) |
Всего по уровню ООО |
38 |
24 |
34 (89%) |
19 (79%) |
Всего по уровню СОО |
30 |
16 |
26 (86%) |
13(81%) |
Увеличилось число общеразвивающих интегрированных курсов с 3 до 6 курсов: Гимнастика для ума, Приводим аргументы, Развитие смыслового чтения на уроках истории и обществознания, Я живу в Прибайкалье, Экология и здоровье, Взаимосвязи языка и культуры.
Направленность курсов по выборуопределялась также целями и задачами Программы развития, направленной на создание условий для инкультурации личности и ООП начального, основного, среднего общего образования. Направлено на усиление 29% курсов по выбору, что на 3% меньше, чем в предыдущем году. Это связано прежде всего с увеличением числа классов углублённого изучения предмета и увеличением углублённых курсов с 19 до 36. Число курсов общеразвивающей направленности также увеличено с 11 до 19 (на 3% больше)
Направленность |
НОО (% от количества курсов на уровне) |
ООО (% от количества курсов на уровне) |
СОО (% от количества курсов на уровне) |
ВСЕГО (%) |
||||
2018/ 2019 |
2017/ 2018 |
2018/ 2019 |
2017/ 2018 |
2018/ 2019 |
2017/ 2018 |
2018/2019 |
2017/ 2018 |
|
Усиление |
4 (50%) |
3 (75%) |
9 (23%) |
6 (25%) |
8 (25%) |
5 (32%) |
21 (29%) |
14 (32%) |
Углубление |
- |
21 (56%) |
12 (50%) |
15 (47%) |
7 (43%) |
36 (43%) |
19 (43%) |
|
Общекультурное развитие |
4 (50%) |
1 (25%) |
8 (21%) |
6 (25%) |
7 (28%) |
4 (25%) |
19 (28%) |
11 (25%) |
ВСЕГО: |
8 |
4 |
38 |
24 |
30 |
16 |
76 |
44 |
Соблюдена была преемственность в проведении курсов: информатика (2-6 класс), ОБЖ (7-9), Обществознание (5-6), психологический курс «Твой профессиональный выбор» (9 классы) и «Своё дело» (10-11 класс). Соблюдается преемственность в использовании образовательных линий по всем учебным предметам.
Учебный план начального, основного, среднего общего образования МБОУ Гимназии № 25 г. Иркутска за 2018/2019 учебный год выполнен в полном объёме в обязательной части как по числу предметов, так и по объёму часов по каждому предмету. В третьей четверти проведена корректировка программ, что позволило выполнить учебные программы в полном объёме. В части, формируемой участниками образовательных отношений учебный план выполнен на 86%, в связи с утратой интереса учащихся к отдельным курсам, выявлением низкой эффективности некоторых курсов. Система контроля за реализацией курсов по выбору позволила выявить эффективность большинства курсов.
Важным дополнением урочной деятельности в гимназии является внеурочная деятельность, которая представлена пятью направлениями. Занятость учащихся внеурочной деятельностью учитывает их занятость в свободное время и составляет 1-2 часа. Обучающиеся заняты по интересам, увлечённо занимаются, дополняя основную учебную деятельность. Разработанная внеурочная деятельность в гимназии не претендует быть единственно верной, в её основе лежит ресурсы учреждения и учреждений-партнёров. В гимназии выстроена оптимизационная модель. При организации внеурочной деятельности гимназия использует собственные кадры – педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, социальные педагоги, психологи. Модель дополнительного образования реализуется через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта в части использования возможностей для занятий. Преимущества этой модели в привлечении квалифицированных специалистов, расширении спектра направлений, в развитии социальной и академической мобильности детей. В настоящее время модель внеурочной деятельности гимназии обогащается взаимодействием с образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта: Иркутский областной музыкальный колледж им. Шопена, МБОУ ДОД ДМШ №7, Иркутский колледж олимпийского резерва, Иркутское театральное училище, МБОУ ДОД ДЮСШ № 5, ОГОБУ ДОД Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области, ГБУК Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва, Иркутское региональное отделение ВООПиК; музей ледокола «Ангара», Областной историко-мемориальный музей декабристов, ТЮЗ им. Вампилова, Молодёжная коммерческая организация добровольческой деятельности «Город» при администрации города, Байкал-Арена.
Все занятия внеурочной деятельности учитывают традиции и ценности воспитательной системы гимназии и на аудиторные занятия отводится не более 50% учебного времени. Обязательным этапом каждого занятия внеурочной деятельности является ключевое дело – праздники, театральные постановки, акции, выставки, защита проектов, фестивали, творческие конкурсы, соревнования, экологические десанты и другие коллективные творческие дела.
Для реализации функции контроля за введением ФГОС в гимназии разработан план мониторинга введения ФГОС ООО и СОО. Определены субъекты и объекты контроля, цели, вид контроля, методы сбора информации, периодичность, что даёт нам возможность контролировать процесс реализации ФГОС, своевременно вносить коррективы. В рамках введения ФГОС в гимназии работали 7 творческих групп, в состав которых вошли учителя разных предметов, как мастера, так и молодые педагоги по различным направлениям освоения и реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО. Создан банк продуктивных заданий по формированию универсальных учебных действий учащихся. Подготовлен для публикации материал педагогов из опыта работы по ФГОС: статьи, продуктивные задания, разработки уроков и технологические карты.
Социально-психолого-педагогическая служба гимназии, рассматривающая в комплексе вопросы психологического, педагогического и социального сопровождения учащихся проводила мониторинг сформированности универсальных учебных действий и личностного развития гимназистов.
2. Обеспечение достижения планируемых метапредметных результатов
Результаты сформированности универсальных учебных действий учащихся 9, 11 классов
Виды УУД |
Действия |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||
9 класс |
11 класс |
9 класс |
11 класс |
9 класс |
11 класс |
||
регулятивные |
Самостоятельно контролируют свои действия |
47% |
56% |
33% |
37% |
20% |
7% |
Самостоятельно планируют свои действия |
41% |
47% |
29% |
34% |
30% |
19% |
|
познавательные |
Самостоятельно и быстро находят необходимую информацию |
65% |
74% |
24% |
19% |
19% |
7% |
Устанавливают связи, аналогии, делают выводы, выявляют причины |
39% |
46% |
44% |
35% |
17% |
9% |
|
коммуникативные |
Знание и соблюдение норм общения с детьми и взрослыми |
72% |
81% |
19% |
13% |
9% |
6% |
В групповой работе одинаково успешно выполняют любую заданную роль |
44% |
63% |
35% |
23% |
21% |
14% |
|
Согласовывают свой способ действия с другими |
46% |
58% |
41% |
32% |
13% |
10% |
Выявлены основные причины недостаточного уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
- отсутствие этапа планирования совместной деятельности на уроке в соответствии с целью, поставленной учителем на урок.
- учащимся зачастую не предоставляется возможность самим анализировать условия проблемной или проектной задачи и самостоятельно подбирать средства её решения.
- формальный подход учителей к организации рефлексии на разных этапах урока. Не в системе осуществляется работа по усложнению развиваемых у учащихся способов оценки, самооценки, самоконтроля.
Выявлены основные причины недостаточного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий:
- недостаточное включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
-несвоевременное выявление учителями предметниками пробелов в развиваемых познавательных универсальных учебных действий.
- отсутствие системной работы по устранению выявленных пробелов, направленных на развитие познавательных учебных действий.
Выявлены основные причины недостаточного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий:
- небольшая доля групповых форм работы на уроках по большинству учебных предметов, что порождает у учащихся неумение устанавливать эффективное сотрудничество, что в свою очередь затрудняет продуктивную кооперацию.
- недостаточное использование на уроках такой формы работы как разнообразные дискуссии. Именно дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели.
Уровень сформированности метапредметных результатов выявлен также через защиту индивидуального учебного проекта, чтопозволило уточнить уровень сформированности универсальных учебных действий в целом у учащихся 9 классов: базовый уровень – 34% (1-2,2 баллов), повышенный уровень – 42% (2,3-2,4 баллов), высокий уровень – 24% (2,5-3 баллов). По результатам защиты итогового индивидуального проекта учащимися 10 классов: базовый уровень - 40 % учащихся, повышенный уровень – 40%, высокий уровень – 20%.
Получены также результаты по уровню сформированности метапредметных результатов учащихся 9-11 классов:
1. Отмечается недостаточный уровень сформированности следующих учебных действий:
- умение самостоятельно планировать задачи и ход выполнения проекта (Р)
- строить гипотезу (Р)
- отбирать инструменты для оценивания своих учебных действий (Р)
- умение определять критерии правильности выполнения учебной задачи (Р)
- строить модель-схему на основе условий задачи или способа её решения (П)
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную область (П)
2. Выявлен повышенный уровень следующих регулятивных и познавательных учебных действий:
- умение обосновывать мотивацию выбора, актуальность (П)
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (Р)
- самостоятельно определять причины успеха/неуспеха и находить способы выхода из ситуации (Р)
- делать простые выводы (П)
- находить и использовать требуемую дополнительную информацию (П)
3. Отмечается достаточный уровень коммуникативных учебных действий. На высоком уровне выявлены следующие коммуникативные учебные действия:
- умение определять степень полезности приобретённых навыков для будущей жизни
-использование компьютерных технологий для решения информационных и коммуникационных задач
- организовывать учебное взаимодействие с учителем и сверстниками в ходе работы над проектом
4. Наблюдается недостаточная осведомлённость части учителей по организации проектной деятельности, с одной стороны, и инертность, с другой стороны.
Уровень сформированности метапредметных результатов определялся по результатам метапредметных работ администрации, результатами педагогов по своему предмету на основе усвоения содержания предмета. Механизмом оценки являлись проведённые работы и наблюдения учителей. Получена следующая общая информация: на высоком уровне – 5 классов (20%) на низком уровне – 2 класса (8% 8А,8Б), на среднем уровне – 19 классов (72%).
По результатам защиты проектов, проведения метапредметных работ, посещения уроков, различными формами оценки по предметам для педагогических работников были сформулированы рекомендации:
- проектировать образовательный процесс на основе продуктивных заданий и проводить целенаправленную работу по развитию УУД;
- для развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогам необходимо проявлять постоянную заинтересованность деятельностью учащегося, создавать в учебной деятельности ситуацию успеха, активнее поощрять за положительный результат; формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат, разработать индивидуальные маршруты по формированию универсальных учебных действий в соответствии с выявленными проблемами на последующий период обучения;
- для развития регулятивных универсальных учебных действий целенаправленно формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, активному привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
- для формирования познавательных универсальных учебных действий активнее вовлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно поискового характера, строить интересно и познавательно урок.
Администрация спланировала включить в план контрольно-аналитической деятельности на 2019/2020 учебный год мероприятия по контролю за качеством системно-деятельностного урока.
В целом, развитие системы универсальных учебных действий и обеспечение метапредметных результатов осуществлялось в рамках нормативно- возрастного развития личностных и познавательных сфер учащегося и обеспечивалось условиями инкультурации образовательного процесса.
- Выводы о значении опережающего введения ФГОС ООО и СОО для развития гимназии.
В целом опыт внедрения новых стандартов на уровне основного и среднего общего образования в гимназии показал, что концептуальные идеи ФГОС хорошо осмыслены и активно реализуются всеми участниками образовательного процесса. Разработанная модель реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО в гимназии:
- Сохраняет преемственность этапов начального, основного, среднего общего образования;
- Предоставляет возможность индивидуальной направленности учебного плана;
- Предоставляет возможность индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) учащихся;
- Расширяет возможность включения гимназии в сетевое взаимодействие;
- Сохраняет возможность своих авторских «ходов» в построении образовательного процесса и выражения индивидуальности организации.
4. Проблемы, выявленные в процессе введения ФГОС ООО и СОО.
Говоря об определенных результатах, следует сформулировать проблемы, выявленные в ходе введения ФГОС ООО и ФГОС СОО:
- Уровень личной заинтересованности части педагогических работников в активной инновационной деятельности, креативном профессиональном развитии, в повышении ответственности за результаты деятельности остаётся на недостаточном уровне, что подтверждается анкетированием, результатами посещения уроков, индивидуальными беседами, предоставленными отчётами.
- Недостаточность разработанности дидактических материалов по формированию универсальных учебных действий и диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий в средней школе осложняет деятельность учителя и администрации;
- Степень материально-технической и учебно-методической оснащённости организации пока не позволяет в достаточной мере свободно выстраивать образовательный процесс по внеурочной деятельности.
Пути решения выявленных проблем по реализации ФГОС ООО и СОО:
- Направлять педагогов осуществлять образовательную деятельность в зоне ближайшего развития ученика, нести ответственность за результаты обучения, воспитания, самообразования. Разработать и апробировать новые критерии стимулирующих выплат за результаты качественного педагогического труда;
- Активнее стимулировать педагогических работников, готовых продемонстрировать педагогическую практику, транслировать практические результаты своей профессиональной деятельности, в том числе через интерактивные формы взаимодействия и самообразование, повысить долю педагогов с ВКК на 5%;
- Развивать формы сетевого взаимодействия образовательных организаций;
- Увеличить долю взаимопосещения уроков педагогами. Осуществлять контроль за выполнением педагогами рекомендаций по результатам посещения уроков;
- Обновлять кадровый состав и привлекать молодых талантливых педагогов для работы в гимназии;
- Активно привлекать родителей к оказанию спонсорской помощи в целях выполнения требований к минимальной оснащённости образовательного процесса.
Выводы: Профессиональная активность кадров имеет положительную динамику, расширяются возможности профессиональной самореализации педагогов.В гимназии за отчётный период можно отметить улучшение условий, стимулирующих и мотивирующих педагога повышать свой профессиональный уровень. Деятельность 74% педагогических работников имеет инновационную направленность (выше на 2% по сравнению с предыдущим учебным годом).Учителя распространяют свой педагогический опыт среди коллег структурного подразделения (67%), взаимопосещают уроки (27%), разрабатывают и реализуют в системе продуктивные задания (23%), участвуют в работе комиссий по оценке предметных работ учащихся (16%) и комиссиях по оценке конкурсных материалов учителей (9%), участвуют в дистанционных профессиональных конкурсах (17%), имеют свой собственный сайт - 12 педагогических работников.
Проблемы: Недостаточный уровень личной творческой активности отдельных педагогов не позволил достичь существенной положительной динамики результатов учебной деятельности и творческого развития учащихся в образовательном процессе.Качество работы трёх учителей, имеющих ВКК и 1КК (3% от числа учителей имеющих КК) не отвечает запланированному результату.
Пути решения:Продолжать направлять профессиональную деятельность педагогических работников на разработку стратегии личного творческого саморазвития, увеличение доли профессионального самообразования. Совершенствовать систему мотивации педагогического труда на основе новых критериев и показателей системы оплаты труда (участие в профессиональных и методических конкурсах, работа в творческих группах, работа в экспертных группах, наставничество, проведение инновационной работы, создание сайтов, проведение открытых методических мероприятий, издание учебной и методической продукции и т.д.).
Мероприятия по научно-методическому сопровождению реализации ФГОС НОО, ООО, СОО в 2019/2020 учебном году
№ |
Мероприятия |
Срок |
Ответственный |
Проведение консультаций для педагогов по составлению планов индивидуального профессионального развития в условиях реализации ФГОС НОО,ООО,СОО. |
сентябрь |
Руковод. структ.подразд. |
|
Знакомство с вновь прибывшими учителями (собеседование, анкетирование, наставничество, составление плана работы с молодыми и вновь прибывшими). |
сентябрь |
Руковод. структ.подразд. |
|
Определение творческих групп по внедрению инноваций (апробация новых программам, учебников, УМК, апробация технологий) и их согласование на научно-методическом совете. Создание временных творческих межпредметных групп по вопросам реализации ФГОС. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР, Рук.структ.подразд. |
|
Разработка и введение в действие образовательного проекта по введению Единой речевой среды в гимназии как условия инкультурации образовательного пространства. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР |
|
Участие в международной конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности». |
сентябрь |
Директор Рук. психологической службы |
|
Совещание с аттестующимися педагогами по ознакомлению с порядком и процедурой аттестации. Творческие отчеты учителей, аттестующихся на IКК и ВКК |
сентябрь - апрель |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд. |
|
Корректировка плана-графика курсовой подготовки по реализации ФГОС на текущий год. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР |
|
Разработка примерной проблематики исследований педагогов на текущий год в рамках реализации ФГОС НОО,ООО,СОО |
сентябрь |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд. |
|
Разработка плана проектной и исследовательской работы с учащимися, примерных тем исследований учащихся, тем курсовых работ по профильным предметам. |
сентябрь |
Рук.структ.подразд. |
|
Выявление уровня профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС. |
в течение года |
Зам. директора по НМР |
|
Изучение динамики профессионального роста учителей, способности к самообразованию, выявление отношения их к различным сторонам образовательного процесса. |
октябрь -март |
Зам. директора по НМР |
|
Реализация плана курсовой подготовки учителей. |
в течение года |
Зам. директора по НМР |
|
Проведение дней администрации. Цель: Качество урока на системно-деятельностной основе (по ФГОС). |
в течение года |
Директор |
|
Привлечение преподавателей вузов к работе с учащимися 9-11 классов, имеющими высокую мотивацию к ученой деятельности (определение ответственных за подготовку к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, исследовательскую работу с учащимися). |
сентябрь - октябрь |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд. |
|
Организация работы с/к, факультативов, определение учебной базы профильных университетов для проведения занятий и социальных практик профильных классов. |
октябрь |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд. |
|
Организация работы преподавателей вузов (ЮИ ИГУ, Педагогический институт ИГУ, Институт психологии ИГУ, Педагогический институт ИГУ, ИИЯФиМ ИГУ, БГУ, ИрГУПС) в классах ранней профилизации (5-9 классы) |
I четверть |
Зам. директора по НМР |
|
Содействие вузов в организации учебно-исследовательской работы учащихся, рецензировании работ учащихся и педагогов. |
в течение года |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд. |
|
Организация педагогической практики студентов (Педагогический институт ИГУ, Институт психологии ИГУ, ИИЯФиМ ИГУ, РГУФСиТ, Иркутского колледжа олимпийского резерва, Педколледж №1, №2) |
в течение года |
Зам. директора по УВР |
|
Участие педагогов в вузовских семинарах, научно-практических конференциях, курсах повышения квалификации (по плану вузов, департамента образования). |
в течение года |
Рук.структ.подразд. |
|
Анализ состояния учебно-методического обеспечения по предметам образовательных областей. |
октябрь |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд |
|
Проведение олимпиад |
|||
|
октябрь |
Рук.структ.подразд. |
|
|
октябрь- ноябрь |
Рук.структ.подразд. |
|
|
март-апрель |
Рук.структ.подразд. |
|
|
январь |
Зам. директора по НМР |
|
Сформированность предметных и метапредметных результатов в 5-9, 10-11 классах: -входной контроль -итоговый контроль |
октябрь апрель |
Зам. по УВР, Рук. структ. Подразд. |
|
Проведение предметных декад (по отдельному плану) |
в течение года |
Рук.структ.подразд. |
|
Промежуточная информация по работе творческих групп, работающих по вопросам реализации ФГОС НОО,ООО,СОО |
декабрь |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд. |
|
Проведение гимназического конкурса «Учитель года гимназии» |
ноябрь |
Зам. директора по НМР |
|
Участие в муниципальном конкурсе «Новая волна» |
октябрь-февраль |
Зам. директора по НМР |
|
Участие в муниципальном рейтинге лучших учителей |
январь-июнь |
Зам. директора по НМР |
|
Участие в муниципальных конкурсах в рамках XIV городского образовательного форума |
октябрь-февраль |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд.. |
|
Изучение учащихся 4-х классов на предмет готовности перехода на уровень основного общего образования |
декабрь |
Рук. психологической службы, Зам. директора по УВР, |
|
Диагностика педагогических затруднений в деятельности учителей и классных руководителей |
февраль |
Зам. директора по НМР, ВР |
|
Изучение профессионально-образовательных запросов и предложений педагогических работников. |
март |
Зам. директора по НМР, ВР |
|
Отчёты педагогических работников о результатах научно-методической деятельности. |
январь, май |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд. |
|
Заполнение информационных карт педагогическими работниками о результатах профессиональной деятельности |
май |
Рук. структ. подразд. |
|
Творческие отчеты учителей по методическим темам в структурных подразделениях. |
январь, апрель |
Рук.структ.подразд. |
|
Изучение образовательного запроса учащихся гимназии на 2020/2021учебный год. |
февраль март |
Зам. директора по НМР, УВР,ВР |
|
Проведение Недели молодого специалиста. |
декабрь |
Зам. директора по НМР |
|
Участие молодых специалистов в конференции «Мои первые шаги в профессии» |
февраль |
Зам. директора по НМР |
|
Анализ профильной и профессиональной направленности учащихся 9-х классов. |
февраль |
Зам. директора по НМР , Рук. псих. службы |
|
Презентация образовательных достижений структурного подразделения в рамках конкурса «Лучшее структурное подразделение гимназии по реализации ФГОС» |
март, апрель |
Рук. структ. подразд. |
|
Изучение образовательных интересов и потребностей учащихся на 2020/2021 учебный год.. |
февраль-апрель |
Рук. структ. подразд., |
|
Разработка проекта учебного плана, рассмотрение на научно-методическом совете учебных программ на 2020/2021 учебный год |
апрель-май |
ам. Директора по НМР |
|
Организация участия обучающихся в научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах (по плану департамента, профильных вузов, в том числе дистанционных мероприятиях и т.д.) |
по плану департамента образования |
Зам. директора по НМР, Рук.структ.подразд. |
|
Пополнение банка публикаций. Рецензирование научно-практической продукции. |
в течение года |
Рук.структ.подразд. |
|
Представление авторских педагогических разработок на городской экспертный совет |
в течение года |
Зам. директора по НМР |
|
Участие обучающихся в интеллектуальных мероприятиях вузов (по плану вузов) |
в течение года |
Зам. директора по НМР |
|
Заседание временных творческих групп (по плану групп). |
1 раз в месяц |
Зам. директора по НМР, Рук.структ.подразд |
|
Отчеты творческих групп по инновационным направлениям. |
декабрь, апрель |
Рук.творческих групп |
|
Участие педагогических работников в муниципальных и региональных и дистанционных научно-методических мероприятиях по обмену опытом (лекции, семинары, мастер-классы, конференции, вебинары). |
по планам ДО, вузов, ИПКРО |
Рук.структ.подразд. |
|
Работа «Школы молодого педагога гимназии», работа «Школы педагогического опыта педагогов гимназии» (план прилагается). |
1 раз в месяц |
Зам. директора по УВР, НМР |
|
Проведение гимназического конкурса «Лучший мастер-класс» |
январь -апрель |
Зам. директора по НМР |
|
Методическая выставка по итогам года «Работаем творчески».(в рамках гимназического конкурса «Лучшее структурное подразделение гимназии по реализации ФГОС) |
апрель |
Зам. директора по НМР Рук.структ.подразд. |
|
Пролонгирование договоров с вузами и внешкольными образовательными учреждениями по различным направлениям, в том числе по определению баз социальных практик и внеурочной деятельности. |
в течение года |
Зам. директора по НМР |
|
Обзор и ознакомление педагогических работников с нормативными документами в образовании, психолого-педагогической и научно-методической литературой. |
в течение года |
Зам. директора по НМР, Рук. псих.службы |
|
Участие в смотрах-конкурсах кабинетов |
1 раз в четверть |
Зам.Директора |
|
Анализ научно-методической работы гимназии. |
декабрь, май |
Зам. дир. по НМР, Рук.структ. подразд. |
|
Составление плана научно-методической работы на 2020/2021 учебный год. |
май |
Зам. дир. по НМР, Рук.структ. подразд |
Научно-методические советы на 2019/2020 учебный год
№ |
Тема |
Срок |
Ответственный |
1. |
Согласование рабочих программ, программно-методического обеспечения на 2019/2020учебный год, корректировка локальных актов, регламентирующих инновационную и методическую деятельность. |
август |
Зам. директора по НМР |
2 |
Анализ работы за 2018/2019 учебный год., плана научно-методической работы гимназии на 2019/2020 учебный год, планов структурных подразделений, творческих групп по реализации ФГОС ООО И СОО. Согласование тем индивидуальных проектов учащихся 9,10 классов. |
сентябрь |
Рук. структурных подразделений, Рук. творческих групп |
|
Об аттестации и повышении квалификации педагогических и руководящих кадров в 2019/2020 учебном году. Организация участия учителей гимназии в профессиональных, педагогических, методических конкурсах Организация работы творческих групп по реализации инновационных направлений деятельности. |
октябрь |
Зам. директора по НМР, Рук. структурных подразделений |
|
О проведении зимней сессии. О проведении Недели молодого специалиста в гимназии. О работе педагогов начальной школы по апробации УМК «Перспективная начальная школа» (2 классы) |
ноябрь |
Зам. директора по УВР |
|
О подготовке к конкурсу «Учитель года гимназии», «Новая волна», конкурсам в рамках XV городского образовательного форума. Промежуточные результаты работы творческих групп по реализации инновационных направлений в русле требований ФГОС ООО и СОО в 2019/2020 учебном году |
декабрь |
Зам. директора по НМР, Рук. структурных подразделений |
А
«Школа педагогического опыта»
в 2019/2020 учебном году
№ |
Содержание |
Срок |
Ответственный |
Теоретические семинары: |
Рук. структурного подразделения общественных дисциплин |
||
|
декабрь |
||
|
октябрь |
Рук. структурного подразделения математики и информатики |
|
2. |
Семинары-практикумы: |
Рук. структурного подразделения русской словесности |
|
|
февраль |
||
|
октябрь |
Рук. структурного подразделения физической культуры |
|
3. |
Мастер-классы: |
||
|
декабрь |
Рук. структурного подразделения ЭиТ |
|
|
март |
Рук. структурного подразделения иностранных языков |
|
|
январь |
Рук. структурного подразделения начальных классов |
«Школа молодого педагога»
на 2019/2020 учебный год (специалисты первого года работы)
№ |
Содержание |
Срок |
Ответственный |
Собеседование, определение наставника. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР |
|
Ознакомление педагогов с миссией организации, особенностями образовательного процесса, ведением школьной документации. |
сентябрь, октябрь |
Зам. директора по УВР |
|
Посещение уроков коллег молодым специалистом . |
в течение года |
Руковод. стРук. подр., наставники |
|
Помощь в составлении плана индивидуального профессионального развития. |
I четверть |
Руковод. стРук. подр., наставники |
|
Контроль за самообразованием молодого специалиста. |
в течение года |
наставники |
|
Участие в Неделе молодого специалиста. |
декабрь |
Зам. директора по НМР |
|
Помощь в планировании на следующий год (рабочие программы, методическая работа). |
апрель-март |
Руковод. структ. подразделений, наставники |
|
Индивидуальные консультации на выявление и устранение затруднений. |
январь-май |
Зам. директора по НМР |
|
Посещение молодым специалистом уроков и мероприятий, творчески работающих педагогов и методических семинаров. |
в течение года |
Руковод. структ. подразделений |
|
Теоретический семинар: Особенности урока на системно-деятельностной основе. Самоанализ урока.. |
сентябрь |
Зам. директора по УВР |
|
Практический семинар: Планирование внеурочных мероприятий. |
сентябрь |
учителя-наставники |
|
Теоретический семинар: Проблема активизации учебно-познавательной деятельности. |
октябрь |
Зам. директора по НМР |
|
Практический семинар: Как составить план воспитательной работы. Методы познания личности |
октябрь |
Зам. директора по НМР Руковод. структ. подразделений |
|
Теоретический семинар: Приёмы активизации деятельности учащихся на уроке. |
ноябрь |
Зам. директора по НМР |
|
Практический семинар: Работа со школьной документацией. |
ноябрь-декабрь |
Зам. директора по НМР |
|
Круглый стол: Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития. |
февраль |
Зам. директора по НМР |
|
Теоретический семинар: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. |
март |
Зам. директора по НМР |
|
Привлечение к участию в общегимназических методических мероприятиях. |
в течение года |
Руковод. структ. подразделений |
Инновационная деятельность в гимназии по реализации ФГОС в 2019/2020 учебном году
№ |
Содержание |
Срок |
Ответственный |
Участие в реализации ФГОС СОО (региональная «пилотная площадка»). |
в течение года |
Зам. директора по НМР |
|
Определение тем гимназических творческих групп по направлениям инновационным направлениям и реализации ФГОС на текущий год. |
сентябрь |
Зам. директора по НМР, руковод. |
|
Обеспечение научно-методического сопровождения по реализации ФГОС в гимназии |
в течение года |
Зам. директора по НМР |
|
Разработка и введение в действие образовательного проекта по введению Единой речевой среды в гимназии как условия инкультурации образовательного пространства. |
в течение года |
Зам. директора по НМР |
|
Согласование рабочих программ в соответствии с ФГОС (раздел 1, п.1.2.3 «Планируемые предметные результаты» и раздел 2 п.2 «Программы отдельных учебных предметов» основной образовательной программы ООО,СОО гимназии) |
до 5сентября |
Руководители структурных подразделений |
|
Промежуточная отчётность о работе творческих групп и учителей «пилотных» 10,11 классов по реализации ФГОС |
январь |
Руководители структурных подразделений |
|
Разработка примерных индивидуальных тем исследований педагогов по достижению планируемых результатов и реализации ФГОС в русле инкультурации образовательного процесса |
сентябрь-октябрь |
Зам. директора по НМР Руководители структурных подразделений |
|
Разработка примерных тем учебных исследований для учащихся, примерных тем проектных работ учащихся 5-9 и 10-11 профильных классов |
сентябрь-октябрь |
Руководители структурных подразделений |
|
Утверждение тем проектных работ учащихся 9,10 классов |
октябрь |
Зам. директора по НМР, Руководители стр. подразделений |
|
Защита индивидуального проекта учащимися 11 классов |
сентябрь-ноябрь |
Зам. директора по НМР |
|
Публичная защита учебных исследований, проектных работ учащимися 9, предзащита – учащимися 10 классов |
в течение года |
Руководители структурных подразделений |
|
Обмен опытом и представление опыта работы на городских площадках по направлениям реализации ФГОС |
в течение года по плану ИМЦРО, ИРО |
Зам. директора по НМР |
|
Анализ результатов научно-методического сопровождения реализации ООП ООО, СОО |
апрель-май |
Зам. директора по НМР, Руководители стр. подразделений |
|
Систематизация и оформление результатов инновационной деятельности. |
май |
Зам. директора по НМР Руководители структурных подразделений |